1. Расположение подобного объекта обращения с отходами в подлетной зоне стратегического аэропорта ВКС РФ «Клин-5» исключается нормами летной безопасности.
Запрещается размещение на расстоянии ближе 15 км от КТА мест выброса пищевых отходов, звероферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц (СП 42.13330.2011).
Размещение свалочного тела, факельных устройств для аварийного сжигания газов, линии электропередач не согласовывалось с руководством аэродрома, воинской части, с штабом военного округа, штабом объединения ВВС и с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта вопреки требованиям п. 8.23 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и статей 46-47 Воздушного кодекса РФ.
Данные нарушения подтверждены проверкой военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона (исх. № 188 от 18.01.2018) и письмом от врио Главкома ВВС (исх. 603.6.241/4-1071 от 13.08.2018), заявляющих о необходимости закрытия полигона и рекультивации его земель.
2. Оператором свалки нарушаются нормы экологического и природоохранного законодательства, а также законодательства об экологической экспертизе.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы потеряло юридическую силу в связи с грубым отступлением от проектной документации (часть 5 статьи 18 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
При установленном проектом лимите 270 тысяч тонн в год за 2017 год было принято не менее 833 тысяч тонн (Предостережение Минэкологии МО от 17 мая 2018 года № РВ-436/2018). По подсчетам местных активистов, эта цифра составляет не менее 2 млн тонн.
При проведении проверки установлено, что, в нарушение утвержденного положительного заключения, рабочая карта полигона, на которой непосредственно осуществляется размещение отходов, не оборудована по периметру дамбой обвалования, ввиду чего легкие фракции отходов разносятся ветром на прилегающую территорию и откосы; террасирование на полигоне не выполнено (решение арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2018 года, вступило в силу 9 июля 2018 года).
При проведении внеплановой выездной проверки ООО «Комбинат» 8 февраля 2018 года специалистами аккредитованной лаборатории ООО «Экоцентр» был проведен отбор проб атмосферного воздуха. Установлено, что в д. Новощапово фактическая концентрация диоксида азота превышает допустимую в 10,9 раза. При изучении представленной ООО «Комбинат» документации установлено, что в бланке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Обществом не учтен стационарный источник выбросов — факельная установка по сжиганию свалочного газа (решение Клинского городского суда от 7 мая 2018 года).
По результатам проведенной лабораторией ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» экспертизы выявлены факты превышения установленных нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ, выбрасываемых Обществом при эксплуатации полигона ТКО «Алексинский карьер»: по аммиаку — в 3 раза, по оксиду азота — в 53 раза, по саже — в 1,3 раза, по ксилолу — в 2,3 раза, по фенолу — в 93,8 раза, что подтверждается решением Клинского городского суда от 15 декабря 2017 года (вступило в силу 18 января 2018 года).
Полигон ТБО «Алексинский карьер» вышел за пределы отведенных земельных участков, осуществляет несанкционированное размещение отходов и захламление земельных участков, прилегающих к полигону (решение Клинского городского суда от 3 марта 2017 года).
У ООО «Комбинат» отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также отсутствуют установленные нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (решение Клинского городского суда от 15 июля 2015 года).
Объект размещения отходов — полигон ТБО «Алексинский карьер» не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (решение Клинского городского суда от 7 апреля 2017 года).
3. Эксплуатант свалки грубо нарушает правила и нормы санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Проверкой Роспотребнадзора выявлено 16 нарушений, большинство которых до настоящего времени не устранены:
3.1. У предприятия ООО «Комбинат» отсутствует Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны на основании результатов натурных исследований и измерений, загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный, воздух, что является нарушением п. 4.1 и п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями от 15.05.2007, изм. № 1 от 10.04.2008, № 2 от 06.10.2009, № 3 от 09.09.2010, № 4 от 25.04.2014).
3.2. Запас грунта для промежуточной и окончательной изоляции отходов недостаточный, что является нарушением п. 3.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.3. Отсутствует освещение рабочих карт, что является нарушением п. 4.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.4. Промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО грунтом недостаточна (на неэксплуатируемых картах видны не засыпанные отходы), что является нарушением п. 5.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.5. На рабочей карте вблизи места разгрузки отходов отсутствуют сетчатые ограждения, что является нарушением п. 5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.6. Выявлено захламление откосов полигона отходами, летящими с тела полигона (главным образом полиэтиленовыми пакетами), п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.7. Для снижения нагрузки на окружающую среду проектом обоснования санитарно-защитной зоны предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию станции дегазации свалочного газа (откачивание свалочного газа газокомпрессорной станцией и обезвреживание его в высокотемпературной факельной установке), что в настоящее время не выполнено и увеличивает объем загрязнения атмосферного воздуха, в т. ч. в зоне влияния полигона на территории жилой застройки и является нарушением п. 6.5. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п. 3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; ст. 11,20, 22 Федерального закона № 52- ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3.8. Система сбора фильтрата на полигоне отсутствует. Выявлено скопление фильтрата около тела полигона с южной и юго-восточной стороны, таким образом, создается опасность загрязнения фильтратом почвы, грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, что является нарушением п. 6.5. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п.3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; ст. 11,20, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
3.9. Не разработан регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне; не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999, № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.3. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.10. К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод отсутствуют подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999, № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.11. Складирование ТБО производится за пределами рабочей карты. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется ежесуточно, что является нарушением ст. 21, 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.12. Переносные сетчатые ограждения не устанавливаются к месту разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. Раз в смену отходы, задерживаемые переносными щитами, не собирают и не размещают по поверхности рабочей карты, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.3, п. 5.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.13. Не осуществляется очистка от мусора нагорных перехватывающих обводных каналов, отводящих грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.3, п. 5.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.14. ООО «Комбинат» не осуществляет (отсутствуют подтверждающие документы, визуально в пределах санитарно-защитной зоны определяется остатки ТБО в виде полиэтиленовых пакетов, обрывки бумаги и т. п.) один раз в десять дней осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.15. ООО «Комбинат» не осуществляет силами специализированной лабораторной службы систематический контроль фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
3.16. ООО «Комбинат», обслуживающее полигон ТБО, не разработало инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия и не согласовало ее с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченной осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением ст. 21, ст. 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 16 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2001 г., регистрационный № 2826).
4. Нарушения в сфере земельно-имущественных отношений
Земельный участок под растущим свалочным телом принадлежит муниципальному образованию — городскому округу Клин. Арендатор не вносил арендную плату более 3 лет, а администрация длительное время не понуждала его, из-за чего судом было отказано во взыскании арендной платы в связи с истечением сроков давности (решение Арбитражного суда МО от 28 июня 2018 года).
Постановления о смене вида разрешенного использования и о проведении общественных слушаний по данному вопросу не вступили в силу, поскольку не были опубликованы (ч. 8 ст. 38 Устава Клинского муниципального района). Публичные слушания фактически не проводились.
Срок договора аренды закончился 11 ноября 2017 года, в настоящее время договор аренды, создающий основания для пользования участком и продолжения размещения отходов, отсутствует.
5. Нарушены нормы лесного и земельного законодательства
Для доставки отходов на незаконно действующий объект размещения отходов строится прямая дорога через защитный лес.
Строительство дороги и вырубка леса начались задолго до получения разрешения на строительство.
Сейчас строительство ведется на частном земельном участке сельхозназначения, находящимся под арестом (50:03:0040280:646), в связи с чем разрешение на строительство не могло быть выдано.
Действуя исключительно в целях расширения и обеспечения бесперебойной деятельности свалки, правительство Московской области исключило из границ лесопарковых зон лесные участки лесного фонда Клинского лесничества Октябрьского и Воронинского участковых лесничеств общей площадью 28,4452 га и из границ зеленых зон лесные участки сельского участкового лесничества АОЗт «Клинское» общей площадью 6,1583 га.
Вырублено около 30 гектар фактически защитного леса.
6. Местные власти дезинформируют население и фактически потворствуют незаконной деятельности
В местных СМИ глава округа сообщает: «Запах неприятен, но не вреден». При этом сведения о проводимых замерах воздуха скрываются.
Мер по расторжению договора аренды не предпринималось, хотя имелись однозначные основания для его расторжения (неоплата аренды и нарушение природоохранных норм). Не принимается мер и по пресечению незаконной деятельности.
Вместо этого чиновники участвуют в постановочных шоу о том, какая это примерная свалка.
Прямая тупиковая дорога на свалку в подконтрольных администрации СМИ называется «восточным объездом Клина».
Гражданам и общественным организациям чиновники отказывают в личном приеме, узнав, что темой обращения является вредное влияние свалки.