У каждой заслуги, как и у каждой проблемы, есть имя и фамилия. Как выдающиеся ученые увековечили свои имена в названиях улиц, физических законов и химических таблиц, так и выдающиеся жулики и негодяи оставили свои имена в списках Магнитского, а на менее локальных уровнях — в списке чиновников, с кем были связаны большие проблемы, ими же созданные. Крылатая фраза «Факелы Когана» уверенно и надолго прижилась в Московской области и за ее пределами.
Как вы догадались, речь пойдет о ярком представителе чиновников Московской области, деятельность которого разделила жизнь миллионов жителей Московской области на «до» и «после». Это экс-министр экологии Московской области Коган Александр Борисович. Не буду выдвигать предположения, какие именно цели ставил перед собой этот человек, находясь на своем посту, проанализирую лишь, к чему это привело, и попробую дать прогноз на ближайшую перспективу.
Когда правительство Московской области во главе с губернатором А.Ю. Воробьевым завершило ликвидацию местного самоуправления, объединив районы с городами в городские округа, и стало монополистом во всех крупных сферах бизнеса и хозяйственной деятельности (ЖКХ, дороги, благоустройство и проч.), возросла роль и значимость каждого министерства. Возросла, естественно, для них самих, так как теперь и законодатель, и надзор, и исполнитель слились в одном лице в областном правительстве. Открывшиеся возможности стали непреодолимым соблазном для администрации правительства МО и особенно для А.Б. Когана — министра экологии и природопользования Московской обл. с 2015 по 2018 год.
Мы часто ругаем всевозможных чиновников за бездействие — мол, сидят на зарплате и ничего не делают. Но Коган не из их числа. Будучи несведущим в вопросах экологии и далеким от нее настолько, насколько это возможно (до момента назначения на этот министерский он не имел никакого опыта работы в этих областях), он принялся заниматься тем, ради чего его, собственно, сюда и поставили. Нет, не вопросами экологии, как могли подумать некоторые, а вопросами зарабатывания на этом денег. Экология стала для него просто поводом, темой для обогащения.
Если от глав поселений и районов удалось избавиться довольно быстро, то вот от собственников (владельцев полигонов для размещения ТКО), которые имели федеральные лицензии и, как следствие, получали доход от размещения отходов, избавиться вот так, сразу, было не так-то просто. Но Коган решил эту проблему достаточно быстро и эффективно. Он не мог допустить, чтобы колоссальные деньги за размещение отходов шли мимо правительства Московской области. Вот и была придумана циничная, но по-своему эффективная схема «отжима» мусорного бизнеса в пользу правительства Московской обл. Коган быстро объяснил владельцам действующих полигонов, что теперь это его бизнес и им лучше уйти «по тихому». По сути Коган закрыл (под разными предлогами) в области 23 полигона, которые могли и должны были еще несколько лет принимать отходы на основании имеющихся у них лицензий. При этом не требуя провести рекультивацию этих полигонов — этот жирный кусок он предпочел оставить себе, переложив финансовую нагрузку с бизнеса на бюджет. Это позволило сразу вывести из игры как минимум 23 владельцев полигонов и обеспечить себе хороший задел на рекультивацию. Но на этом коварный план не закончился. Мусор-то девать куда-то надо, вот и оставили они несколько полигонов для приема отходов Москвы и области для реализации второй части этого хитрого плана.
Вторая часть плана была простой и при этом очень надежной, потому что, даже не являясь экологом, несложно спрогнозировать, что произойдет, если вместо положенных по проекту, условно говоря, 3 000 тонн в год, загружать на полигон 1 300 000 или, еще лучше, 2 300 000 тонн в год. Правильно, полигон начнет быстро переполняться, а, соответственно, и оказывать сверхнормативное воздействие на население и окружающую среду. Министерство Когана в нарушение закона делало это на регулярной основе, при этом абсолютно игнорируя обращения граждан, которые стали как снежный ком катиться в адрес министерства в связи с возникшим мусорным коллапсом. Даже официальные уведомления владельцев полигонов с указанием, что перегруз приведет к неизбежному и неконтролируемому процессу резкого ухудшения экологической обстановки, министерством Когана игнорировались. Так, например, письмо ООО «СКАЙВЭЙ» исх. № 27/29-2017-1 от 27.09.2017 в адрес Министерства экологии и природопользования, возглавляемого Коганом, с предупреждением о том, что полигон не предназначен к таким объемам захоронения и при этом не будет выдерживаться санитарно-защитная зона, было полностью проигнорировано, а перегруз был благополучно осуществлен.
Всего за какие-то три года на посту министра экологии Коган провел всю подготовительную работу, необходимую для завершения плана узурпации всех мусорных бизнесов в пользу правительства Московской области. Вопросами экологии он вообще не занимался, оно и понятно — было не до этого.
На третьем этапе все было вполне логично и закономерно — перегруженные полигоны доставляли серьезные проблемы жителям Подмосковья, впервые начались «мусорные протесты», а значит, надо было «что-то делать». Коган уже знал что — рекультивировать. И второе, немаловажное — возникла необходимость создания новых мест для размещения отходов. Своих собственных мест, деньги за размещение на которых — все до копейки — будут идти не какому-то там «дяде Саше», а бенефициарам из правительства Московской области, ради чего, собственно, все это и затевалось и для чего так сильно старался Коган.
Когда «отжим» мусорного бизнеса де-факто был завершен, можно было, как говорится в народе, оттянуться в полный рост: конкурентов нет, внешнего контроля нет (Коган сам себе контроль), все бюджеты муниципалитетов в руках правителей Московской области. И вот тут-то началось…
Все, что интересовало Когана в вопросах экологии, — это что сколько стоит и сколько он может на этом заработать. Мало-мальски изучив, что есть рекультивация полигонов ТКО, он сразу понял, что дело это невыгодное, ибо традиционные методы рекультивации с применением пассивной дегазации достаточное дешевые и при этом эффективные. Народную любовь заработать, конечно, можно, а вот денег, увы, нет. Ну не за народной же любовью его послали на пост министра? Вот и стал искать Коган варианты «подороже» уже не среди отечественных организаций и специалистов, а в Европе, на чей опыт и достижения нужно нам всем равняться. Не прошло и года, как Коган договорился о поставках несертифицированного в России и не имеющего положительного заключения государственной экологической экспертизы оборудования (высокотемпературных факелов, получивших в народе название «Диоксиновые факелы Когана», и установок обратного осмоса) с австрийской компанией ЭКOКOM за много миллионов рублей. Также Коган не удосужился разобраться, для чего и как данное оборудование используется в Европе. То, что эта технология не подходит для рекультивации подмосковных свалок и еще больше усугубит экологическую ситуацию, его мало волновало, как и все, что связано с экологией. Бизнес и ничего личного…
В результате деятельности Когана на посту министра экологии и природопользования Подмосковья произошел настоящий мусорный коллапс, которого не было никогда за всю историю существования Московской области, коллапс, созданный искусственно и намеренно. Началась варварская «рекультивация» свалок с применением технологии активной дегазации в нарушение 174 ФЗ, а попросту освоение денег без конечной цели улучшить и оздоровить экологическую ситуацию в задыхающемся от свалочной вони Когана Подмосковье. Заложенные Коганом тенденции не только продолжают убивать экологию Подмосковья, но и набирают обороты в вопросах коррупции.
Но все имеет начало, и все имеет конец. Как говорится, Мавр сделал свое дело — Мавр может уходить. Так и произошло осенью 2018 года — тихо, мирно, без особых видимых причин Коган перебирается в теплое кресло советника губернатора Московской области в ранге министра. Вроде отошел от дел, тихо сидит и получает заработанные на свалочном геноциде жителей области дивиденды.
Но такая масштабная коррупционная деятельность на фоне мусорных протестов не могла вечно спускаться на тормозах, и когда понимание о масштабах проблемы вышло за уютный периметр царства правителей Московской области, не замечать дальше этот снежный ком было просто опасно. И контрольное управление при президенте РФ получило задание провести проверку по расходованию бюджетных средств по госпрограммам «Экология» и «Чистая страна». Результат этой проверки еще не обнародован, но первые ласточки уже полетели. Не так давно задержан подельник Когана, директор австрийской компании ЭКОКОМ Оливер Кайзер. Очевидно, что коррупционная цепочка от Кайзера вела прямиком к Когану, и уже сидеть спокойно на дивидендах даже в ранге министра стало не просто рискованно, а опасно, так как, если будет зеленый свет на продолжение расследования, Когану светит реальный и, по всей видимости, немалый срок. А вслед за Коганом могут попасть под статью и все участники «мусорного сговора». А так как сидеть никто не хочет, вот и решили государственные мужи, что Когану нужен иммунитет, а по нынешнему закону — это мандат депутата Государственной Думы. И можно было бы считать это предположением, но на билбордах в Чеховском, Серпуховском и Ступинском городских округах стали красоваться изображения Когана с поздравлениями женщин с 8 Марта, участились его визиты в администрации этих округов, и даже в новостях говорится о межрегиональных визитах Когана на Байкал. По сути, уже началась предвыборная кампания Когана, цена которой — его свобода. В противном случае — тюрьма.
Подводя итог этому рассказу, хочу задать один вопрос: хотите ли лично вы видеть Когана в Государственной Думе, чтобы он делал то же самое, о чем написано выше, но уже в масштабах страны? Мой ответ — категорически НЕТ! До выборов остается всего ничего, и с большой долей вероятности можно сказать, что именно в ваших избирательных бюллетенях появится кандидатура Когана. Предупрежден — значит вооружен. ОСТОРОЖНО — КОГАН!
Александр Голубев