Press "Enter" to skip to content

Иск по глав-экспертизе, СЗЗ и РНС расширения свалки

В Клинский городской суд Московской области
141600, г. Клин, ул. Ленина, 17

Административные ответчики:
1. Министерство жилищной политики Московской области
143407, Московская область, г. Красногорск,
Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция «Г»
ИНН 5024190060
[email protected]
+7 (498) 602-16-00 (доб.: 47970, 47964, 47968)

2. Государственное автономное учреждение Московской области «Московская областная государственная экспертиза»
117342, Москва, ул. Обручева, дом 46, к. № 305
Телефон/факс: +7 (495) 333-94-19
[email protected]

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор)
127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5,7
ОКПО: 00083339, ОГРН: 1047796261512 ИНН: 7707515984, КПП: 770701001
[email protected]

Заинтересованное лицо
ООО «Комбинат»
(ОГРН 1055003615150)
141604, Московская обл, г. Клин, ул. Горького, дом 2в, комн. 1
[email protected]

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решений, действий, бездействия органов власти
в порядке главы 22 КАС РФ

Согласно результатам поиска по Единому государственному реестру заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, 04.12.2019 в данный реестр было включено положительное заключение главгосэкспертизы № 50-1-1-3-033999-2019 от 03.12.2019 проектной документации и результатов инженерных изысканий
для строительства первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер», Почтовый адрес: ‘Московская область, городской округ Клин’.

В данном реестре указаны следующие лица, подготовившие проектную документацию: Общество с ограниченной ответственностью «Институт проектирования экологии и гигиены» (ООО «ИПЭиГ», г. Санкт-Петербург, 2019) и Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомпост». Однако процедуру общественных слушаний 29.04.2019 пытались провести по проектной документации, разработанной закрытым акционерным обществом «Спецгеоэкология» (Москва, 2017). Таким образом, экспертиза проводилась по подложным документам, не прошедшим процедуру общественных обсуждений.

Согласно открытым сведениям сайта государственных закупок (закупки №31807200130 от 26.11.2018 и №31907422121 от 17.01.2019), строительство осуществляется по проекту, разработанному в 2018 году ООО «Строительные проекты» (Новосибирск, 2018).

Согласно нормам ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.

Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

Исходя из того, что экспертиза основана на фондовых сведениях о фоновых уровнях загрязнения окружающей среды, инженерные изыскания либо не выполнялись вовсе, либо их результаты не учитывались при проведении экспертизы.

Учитывая, что на обсуждения представлялся один проект (ЗАО «Спецгеоэкология», 2017), на экспертизу другой проект (ООО «ИПЭиГ», 2019), а строительство началось и велось по третьему проекту (ООО «Строительные проекты», 2018) задолго до слушаний, экспертизы и получения разрешения на строительство, данные действия не могут быть признаны законными.

Представленная проектная документация в принципе не может соответствовать регламентам и нормам безопасности, поскольку предполагает расширение свалки в 3 км от действующего аэродрома ВКС России «Клин-5», что подтверждается результатами проверки военной прокуратуры.

Имеется прямой законодательный запрет расположения свалок, полигонов, скотобоен и прочих привлекающих птиц объектов вблизи аэродромов.

Согласно п.6 ч.3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, на приаэродромной территории выделяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно пунктам 2(е) и 3(д) постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий», шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Данная норма Воздушного Кодекса РФ (Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ), является общеобязательной и императивной, то есть не позволяет субъектам правоотношений по своему усмотрению исполнять или не исполнять её. Данный законодательный запрет является безусловным, введён в целях обеспечения безопасности полётов и населения, проживающего вблизи аэродромов. Указанный запрет согласуется с действующей в РФ международной нормой, запрещающей размещение свалок и полигонов на расстоянии менее 7 морских миль (13 км) от аэродрома. Аварийная посадка самолета A321 в районе аэропорта «Жуковский» 15 августа 2019 года стала наиболее очевидным (хотя и не самым смертоносным в истории) примером неприятностей, возникающих при игнорировании данных правил и безусловных запретов.

Результаты проверки военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона указывают на то, что размещение свалки от контрольной точки аэродрома на расстоянии менее установленного законодательством об авиационной безопасности не обеспечивает безопасность полетов на аэродроме Клин-5, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности граждан, проживающих в г. о. Клин Московской области и других близлежащих населенных пунктов.

Учитывая подтверждённую изложенными доводами и аварийной практикой угрозу безопасности, сомнений в нарушении прав административного истца не остаётся.

10.01.2020 на официальном сайте Министерства жилищной политики Московской области был опубликован реестр выданных разрешений на строительство.

Под номером 1287 там значится разрешение № RU50-3-14971-2019 от 23.12.2019 (Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер» в городском округе Клин Московской области).

Однако, согласно объявлениям СМИ (Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015), данным аэрофотосъёмки и открытым сведениям сети интернет, данные работы фактически проводились задолго до получения разрешения на строительство с 23 августа 2018 года.

Как усматривается из письма ГУ Госстройнадзора Московской области № 07Исх-8519/09-03 от 24.07.2019, по результату проведенной сотрудниками Главного управления проверки 16.05.2019 застройщику ООО «Комбинат», за строительство без разрешения, выдано предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до 16.09.2019.

Согласно открытым данным «картотеки арбитражных дел», по данному факту правонарушения был составлен протокол об административном правонарушении от 10.10.2019г. № 03-16-038300-6-01 (прошу суд при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать заверенную копию данного протокола в ГУ Госстройнадзора Московской области, Ул. Кулакова, д. 20, корп. 1, г. Москва, 123592, [email protected]) и было возбуждено дело №А41-94036/19 заявлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области (Главгосстройнадзор Московской области) к Обществу с ограниченной ответственностью «КОМБИНАТ» (ООО «КОМБИНАТ») о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение законного предписания.

Таким образом установлено, что строительство началось задолго до получения разрешения на строительство, фактически более чем за год до его получения и даже до направления заявки на его получение.

Как усматривается из многочисленных публикаций СМИ от 26.12.2019, в этот день 26.12.2019 состоялось торжественное открытие «Комплекса» в присутствие большого числа журналистов и чиновников. Через 3 дня после получения разрешения на строительство, что указывает на то, что у моменту получения разрешения на строительство объект уже фактически был построен.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ) не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

Факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в некорректном административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).

Исходя из толкования приведенных норм, застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства. Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что в силу статей 49 и 51 ГрК РФ приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

Указанные трактовка законодательства и правоприменение подтверждаются практикой высших судов (постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 по делу № 5698/12 и определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).

Согласно ч.7 ст.30 ГрК РФ, Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

Данные нормы устанавливают фактическое несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории, что исключает выдачу разрешения на строительство.

Вместе с тем, «Алексинский карьер» является незаконно действующей свалкой мусора на основании ч. 10 ст. 12 ФЗ № 89 от 24.06.1998, ч. 2 ст. 13 ФЗ № 7 от 10.01.2002, п. 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», п. 6 абз. 1 ст. 30 ФЗ № 174 от 23.11.1995, п. 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО, п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 6 ч. 3 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ и п.п. 2(е) и 3(д) Правил выделения на приаэродромной территории подзон (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460).

Таким образом, разрешение на строительство № RU50-3-14971-2019 от 23.12.2019 подлежит признанию недействительным как полученное в обход закона и нарушающее требование действующих нормативно-правовых актов.

Исходя из транслируемого многочисленными СМИ торжественного открытия объекта «строительства первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер»» 26.12.2019, объект был фактически введен в эксплуатацию, однако нормы ст. 55 ГрК РФ при этом очевидно не были соблюдены.

В феврале 2020 года из письма № 10-3550/20 от 17.01.2020 заместителя Министра юстиции Российской Федерации Михаила Галперина в адрес Европейского суда по правам человека по делу № 6142/18 и 13 другим делам стало известно, что проект санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 октября 2019 г. № 50.99.04.000.Т.002596.10.19, а Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано решение от 10 декабря 2019 г. № 249-РСЗЗ «Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер» ООО «Комбинат по адресу: Московская область, Клинский район, 1,5 км к югу-западу от Клина».

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарно-защитная зона (СЗЗ) должна утверждаться по результатам систематических натурных исследований, чтобы подтвердить отсутствие превышений гигиенитеских нормативов вне СЗЗ.

Данные заключение от 23 октября 2019 г. № 50.99.04.000.Т.002596.10.19 и решение от 10 декабря 2019 г. № 249-РСЗЗ выданы на основании изысканий, в рамках которых по факту было проведено лишь одно измерение 25.01.2018, то есть не могут быть признаны законными.

Указанные незаконные действия ущемляют права административного истца на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду и создают угрозу безопасности воздушного транспорта и угрозу жизни, здоровью и имуществу административного истца из-за способствования работе незаконной свалке вблизи аэродрома, то есть нарушают положения статей 1, 3, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
прошу суд:

1. признать недействительным заключение экспертизы № 50-1-1-3-033999-2019 от 03.12.2019;

2. признать недействительным разрешение на строительство № RU50-3-14971-2019 от 23.12.2019;

3. признать незаконным ввод объекта «строительства первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер»» в эксплуатацию в обход норм ст. 55 ГрК РФ.

4. Признать недействительным санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 октября 2019 г. № 50.99.04.000.Т.002596.10.19.

5. Признать недействительным решение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 декабря 2019 г. № 249-РСЗЗ «Об установлении санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер».

Приложения:
1. чек-ордер об уплате государственной пошлины (300 рублей);
2. письмо ГУ Госстройнадзора Московской обл. № 07Исх-8519/09-03 от 24.07.2019;
3. письмо военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона от 18.01.2018 (2л);
4. письмо № 10-3550/20 от 17.01.2020 заместителя Министра юстиции РФ в ЕСПЧ;
5. фотография начала работ от 23.08.2018
6. документы закупки у единственного поставщика № 31807200130;
7. заглавие проекта ООО «Строительные проекты» с госзакупок;
8. состав проектной документации ЗАО «Спецгеоэкология» со слушаний.