Кто был 11 декабря 2017 года в МЦ «Стекольный» на презентации факела, помнит, как Кайзер нахваливал сжигание и обещал сразу после начала работы факела провести анализы газа и выхлопа. В случае наличия вредных веществ истинный австриец обещал установку фильтров и скубберов для очистки сжигаемого газа.
Факел зажгли 25 декабря 2017 года, идет второй год его эксплуатации, но нет не только фильтров, нет даже результатов анализов. Обманул нас Кайзер. И, видимо, хотел обмануть и экспертов Росприроднадзора, которые 13 июня 2018 года утвердили отрицательное заключение государственной экологической экспертизы на его «факельные устройства». То есть их использование вне закона.
Во-первых, обещанные им 1 200 градусов — это не фактическая температура, а верхний предел, который могут выдержать конструкции трубы. Реальная температура определяется составом газа и часто не превышает 800-900 градусов из-за высокого содержания углекислого газа. Этой температуры недостаточно для нейтрализации фуранов и диоксинов.
Во-вторых, свалочный газ содержит соединения хлора и серы, которые и сами по себе не очень полезны, а при попадании в факел-реактор с ароматическими углеводородами образуют сернистый ангидрид и одни из самых ядовитых на планете веществ — диоксины, которые использовались американцами во Вьетнаме и до сих пор продолжают вызывать болезни, смерть и врожденные уродства. Если помните, диоксинами отравили В. Ющенко перед выборами в 2004 году. У Клина есть все шансы попасть в учебники по токсикологии наряду с Вьетнамом.
Уже были зафиксированы 26-кратные превышения ПДК по диоксиду серы в Голикове и Новощапове, которые связаны с работой факела. Это вещество вызывает отеки и удушье, кислотные дожди и не сгорает при высокой температуре, так как сам по себе уже является результатом горения (окисления) серосодержащих соединений. Для сравнения: ПДК по меркаптанам превышен в 700 раз.
Результаты лабораторных замеров в Кучине показывают, что эти факелы выбрасывают в воздух десятки и сотни тонн этого диоксида серы в год. Поэтому в Кучине поставили угольный фильтр для очистки газа. Но в Клину никаким фильтром и не пахнет: по словам чиновников областного Министерства экологии, фильтр стоит денег, которых мусорщикам жалко. А здоровья жителей не жалко и обходится оно министерству бесплатно.
В-третьих, факел вместе с газом сжигает ежегодно около кубического километра воздуха. Это больше, чем тратится для дыхания всеми жителями городского округа Клин вместе взятыми. В результате мы не только травимся, но испытываем недостаток кислорода, и даже миллиона высаженных деревьев будет недостаточно, чтобы нейтрализовать этот вред.
Как говорят специалисты, единственное назначение таких факелов — продление загрузки свалки отходами, чтобы местные жители хоть на какое-то время расслабились и как можно позднее вышли с вилами. За несколько лет можно заработать еще несколько миллиардов, а к моменту массовых смертей от онкологии главари мусорной мафии будут далеко отсюда.