Press "Enter" to skip to content

Безопасность или грабеж?

В МООО «Гражданская позиция» поступают многочисленные обращения граждан Московской области с просьбой об оказании помощи в отстаивании их прав.

Связаны данные обращения с деятельностью газораспределительной компании АО «Мособлгаз» — поставщика газа на территории Москвы и Московской области. Граждане, являясь потребителями услуг АО «Мособлгаз», сталкиваются с нарушениями своих прав.

МООО «Гражданская позиция» усматривает в деятельности АО «Мособлгаз» злоупотребления и нарушения действующего законодательства, а именно при проведении ТО ВКГО и поверке газовых счетчиков. Злоупотребления АО «Мособлгаз» связаны с нарушением антимонопольного законодательства и с ценообразованием, с этим же непосредственно связаны нарушения прав потребителей.

I. Нарушение антимонопольного законодательства.

Собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме в сентябре 2023 г. со ссылкой на АО «Мособлгаз» МособлЕИРЦ были направлены памятки (по сути распоряжения, указания) — док. 1. О проведении технического обслуживания газового оборудования в многоквартирных домах. В этом «документе», не имеющем, впрочем, юридической силы, сказано следующее.

С 1 января 2024 года Московская область переходит на новую, унифицированную схему техобслуживания газового оборудования в многоквартирных домах — теперь услугу будет предоставлять только АО «Мособлгаз». Основание: Федеральный закон от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» и Жилищный кодекс РФ. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Далее — из «памятки». Что меняется?

Абзац 1. С 1 сентября 2023 года исключительным правом на осуществление деятельности по ТО и ремонту ВДГО и (или) ВКГО наделяется газораспределительная организация. Абзац 2. Также вводится требование о единстве организации для обслуживания ВКГО и ВДГО в одном многоквартирном доме. Это значит, что обслуживать газовые плиты, равно и как общедомовое газовое оборудование, будет иметь только та организация, которая поставляет газ в данный многоквартирный дом. На территории Московской области это — АО «Мособлгаз».

АО «Мособлгаз» исказило (по сути умышленно переврало) содержание № 71-ФЗ.

В изменениях, вводимых данным Законом, отсутствует положение, выраженное выше в Абзаце 1, а именно об исключительном праве на проведение ТО газораспределительной организации.

В действительности в Законе имеется положение, выраженное в первом предложении Абзаца 2. Речь здесь идет о том, что обслуживанием внутридомового и внутриквартирного оборудования должна заниматься одна специализированная организация.

До принятия № 71-ФЗ в Клину работало несколько специализированных организаций: ООО «ВЭЛНЭС», ООО «Газовая служба», ООО «Тепло-Максимум». Это позволяло потребителю выбрать организацию, качество работы и стоимость обслуживания которой удовлетворяют его требования. Но грубое нарушение антимонопольного законодательства естественным образом ударило по интересам потребителей — рядовых граждан. И прежде всего, вынуждены были прекратить свое существование частные организации, имеющие отношение к газовому хозяйству. Росчерком пера АО «Мособлгаз» избавился от конкурентов. Вынужден был свернуть свою деятельность целый ряд предпринимателей.

Жители Московской области при обращении в МООО «Гражданская позиция» оценивают нововведения следующим образом. Т. н. Памятка прикладывается к уведомлению о проведению голосования по нововведению: за то, чтобы управляющие организации якобы от имени граждан заключили договор с организацией (АО «Мособлгаз»), которая единственная будет наделена правом обслуживания ВКГО (и сбором за это денег, в чем и суть). Речь идет как о монополизме, так и об очередном отжатии бизнеса.

Это похоже на захват в г. Клин домофонного оборудования, когда много лет существующую и обеспечившую домофонами большинство МКД в городе и районе организацию печально известный МособлЕИРЦ проигнорировал и включил в платежку оплату за домофонное оборудование с целью перечисления денег вновь появившимся хозяевам. И попробуй не заплати — долг будет разнесен по всем позициям (поставщикам услуг)!

В нашем же случае — с ТО ВКГО — заинтересованные организации и лица, конечно, всё обоснуют. Тем, что газ (и оборудование) имеют свойство взрываться, при определенных условиях. Но где статистика, показывающая причины этих взрывов? Кто-то по пьяни не выключил газ, кто-то оставил без присмотра закипающий чайник, кто-то затащил на 5-й этаж газовый баллон… Мотивируя благими пожеланиями, эти заинтересованные лица, у одних отобрали бизнес, а других — рядовых жителей — «прижали».

Как это устроено? Сначала в недрах Газпрома рождается мысль о том, как бы еще заработать. Затем мысли обретают силу закона. А квартиросъемщики и собственники жилья оказываются перед фактом. В поправках к ФЗ № 71 говорится, что обслуживать отдельно взятый дом (а именно все квартиры в МКД) может одна газовая компания. Но не говорится, что другие дома не могут выбрать другую обслуживающую организацию.

Отсюда вопрос: а что делать?

Этот вопрос, естественно, очень волнует и все население области, и нашу общественную организацию, стоящую на защите прав граждан. Учитывая злоупотребление АО «Мособлгаз», протолкнувшего в Правительство идею проведения ТО ВКГО только организацией, поставляющей газ, что явно нацелено на устранение конкурентов и, сответственно, получение прибыли единственной организацией, а именно АО «Мособлгаз», МООО «Гражданская позиция» обращается в компетентные органы с требованием решить данную проблему: устранить монополизм, убрать из руководящих документов правительства Московской области и АО «Мособлгаз» положение о том, что ТО ВКГО может проводить только поставщик газа.

II. Ценообразование

Напрямую с монополизмом связаны злоупотребления в ценообразовании. Это касается как оплаты ТО ВКГО (включая порядок оплаты), так и поверки газовых счетчиков.

Размер платы за ТО ВКГО в МКД, а также за ТО ВДГО в жилом доме рассчитывается исполнителем (специализированной организацией — у нас это АО «Мособлгаз») в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Постановлением № 859 предписано Министерству строительства и ЖКХ РФ утвердить методические указания по расчету размера платы за ТО ВКГО в МКД, а также за ТО ВДГО в жилом доме. Они утверждены Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29 мая 2023 года N 387/пр.

Данный приказ не раскрывает разработчика методических указаний, но их содержание указывает на то, что интерессантом здесь является АО «Мосооблгаз», а по большому счету Газпром РФ. Детальное изучение методических указаний позволяет сделать вывод, что данный документ никто не изучал и не проверял. Документ изобилует массой формул, исходными составляющими которых являются несколько десятков пунктов: расходы основные и прочие общепроизводственные и общехозяйственные, в т. ч. на канцелярские принадлежности и подписные издания, коммунальные услуги, представительные затраты, фонды з/п, коэффициенты, прибыль, доходы, капиталовложения, налоги и сборы, на командировки, резервный фонд и его средства, оплата аренды, оплата услуг сторонних организаций, нормы труда, нормы времени и т. д. и т. п.

Даже при достаточных математических знаниях определить при отсутствии конкретных значений истинные затраты и, соответственно, тариф на оплату ТО ВКГО конкретного потребителя не представляется возможным. Данная «бухгалтерия» дает широкую свободу для злоупотреблений, вытекающих из того, что каждая составляющая алгебраических формул требует денег. Этот вывод подтверждается уже одним существенным фактором, а именно нормами времени на проведение технического обслуживания конкретных газовых приборов: ТО проточного водонагревателя (колонки) 2,08 чел.-час; ТО четырехгорелочной плиты газовой — 0,98 чел.-час. То есть в сумме не менее 3 часов. (Даже сами нормативы с точностью до одной сотой говорят, что их подогнали к некой заранее заданной величине). Достаточно от имени рядового потребителя позвонить в любой районный филиал АО «Мосооблгаз», и вам скажут, что такое ТО будет проведено в среднем за 20 минут. А рядовой потребитель скажет, что фактически все работы выполняются за 5-10 минут. На обращение в местную газовую контору с претензией, что полностью работы не были выполнены, вам ответят, что нужно было потребовать их выполнения от исполнителя, что в силу неподготовленности потребителя является несостоятельным: он не обязан знать нормы и правила проведения ТО.

Подобные искажения приводят к тому, что мы имеем следующие тарифы на ТО ВКГО (цены указаны на 01.01.2024 — именно эти цены фигурировали в платежных документах в первом полугодии 2024 года): ТО газовой плиты стоит 1 372 рубля, ТО проточного газового водонагревателя — 2 592 рубля. ТО проводится один раз в год, итого его стоимость составляет 3 964 рубля. Данные цены утверждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2023 г. N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившим силу подпункта «ж» пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. № 1091».

Хочется знать: где еще услуга, включающая «минимальный перечень услуг (работ)», оказываемая в течение 5 — 20 минут, стоит 4 тысячи рублей?! Для обоснования этой величины просим предоставить математический расчет тарифа для конкретного потребителя по формулам в числовом выражении.

Этот вопрос МООО «Гражданская позиция» адресует как анонимной организации, разработавшей Методические указания, так и одобрившим и утвердившим их Министерству строительства и ЖКХ РФ и Комитету по ценам и тарифам Московской области.

Далее. Чтобы такая неподъемная и необоснованная величина не сильно била разово по карману и по психике потребителя, в предлагаемом договоре сказано, что потребитель может оплачивать данную сумму и в течение года. Дословно:

«10. Оплата работ (услуг) по настоящему Договору осуществляется Заказчиком по ценам, установленным Исполнителем в соответствии с Методическими указаниями.

12. Оплата работ (услуг) по техническому обслуживанию ВКГО производится Заказчиком не позднее_________по соглашению сторон настоящего Договора, либо оплата производится Заказчиком в виде ежемесячной абонентской платы, составляющей 1/12 от годовой стоимости технического обслуживания, в размере, указанном в приложении N 2, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены соответствующие работы (оказаны соответствующие услуги)».

То есть оплата может (а по сути и должна) осуществляться в течение года после выполнения работ (услуги) — до очередного ТО. Однако же МособлЕИРЦ (вероятно по указке АО «Мособлгаз») заставляет потребителя газа производить оплату АВАНСОМ в течение года — по сути оплачивать неоказанную услугу, которая может быть и не выполнена, или выполнена некачественно, не полностью. Неоплата невыполненных работ считается долгом по оплате коммунальных услуг, который, согласно законодательству, расщепляется между всеми поставщиками коммунальных услуг, что само по себе является нарушением прав потребителей.

Здесь мы видим, что если порядок оплаты может быть согласован между сторонами договора, то цены устанавливаются исполнителем, и не иначе. АО «Мособлгаз» в силу своей монополии на рынке диктует свои правила, не оставляя выбора потребителю.

— (Потребитель А. С., частное лицо, пишет нам, что пришедший к нему представитель исполнителя не имел никаких инструментов и расходных материалов — ни газоанализатора, ни даже ветоши и кисточки для обмыливания. По закону «Специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны быть оснащены средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке»). Тот же потребитель сообщает далее, что исполнитель не проверил работу горелок на плите, работу колонки и по окончании «работ» и оформлении акта спросил: где у вас колонка? А. С. логично пишет, что готов был бы заплатить ему, скажем, 300 рублей, не больше. Но ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ!..)

Рассматривая вопросы ТО ВКГО и ВДГО и ценообразования при проведении этих работ, не можем обойти и следующий факт: АО «Мособлгаз» определило стоимость поверки газового счетчика в 5 900 рублей при 20 минутах работы. Чем обоснована такая величина? Представляется одним — извлечением прибыли (когда уже не надо говорить о важности деятельности специалистов «Мособлагаз» и заботе о безопасности граждан).

Вероятно, для фирм Газпром и АО «Мособлгаз», в деятельности которых фигурируют миллиардные и триллионные суммы, указанные величины для граждан являются вполне приемлемыми.

Оба поставленных в данном заявлении вопроса прямо указывают на наличие в действиях причастных организаций игнорирование норм гражданского законодательства о свободе договора, поскольку потребителей под угрозой штрафов фактически обязывают заключать договор: с единственным контрагентом, по заведомо завышенным ценам и порядком оплаты. При этом за исполнением закона и условий этого договора со стороны исполнителя практически никто не следит.

МООО «Гражданская позиция» просит тщательно изучить содержание данного заявления, дать развернутые, обоснованные ответы и принять меры к приведению фактических временных и финансовых величин к разумным пределам, исключить монополизм, приводящий к нарушению прав граждан и коррупции.

Антимонопольная служба в ответ прислала банальную отписку.

Мнение эксперта

Ранее (до примерно 2013 года) проверкой газовых плит занимались те же самые «межрайонгазы» (причём стоимость этой проверки входила в стоимость газа, отдельно не оплачивалась). Потом ввели понятие «ТО ВКГО», всех стали заставлять заключать договор с отдельной организацией (но стоимость газа при этом почему-то не уменьшилась).

Теперь эти газовые монополисты подумали: «а зачем терять деньги», и хотят опять забрать проверку плит себе, забрав копейку у частников. Но стоимость проверки теперь не входит в стоимость газа, а оплачивается отдельно (и зачастую превышает стоимость газа). Смотрите квитанции — строки ВКГО и ВДГО дают скрытое подорожание газа втрое!

И хотя эти «частники» (скажем прямо) те ещё засранцы — навязывают свои договоры, дерут деньги и ничего не делают… Но глупо ожидать, что без конкуренции станет лучше и/или дешевле. Тупо включат свои произвольные расценки в свои тупые квитанции, расщепят платежи — и хомячки будут платить.. .

Чей-то карман станет толще. А станет ли от этого безопаснее — это большой вопрос.