Мы продолжаем разбираться в работе ЖКХ и выяснили, что скандал с январскими платежками — это только вершина айсберга финансовых заморочек.
Оказалось, что теперь значительная часть собственников квартир в Клину совсем по-новому взаимодействуют с поставщиками ресурсов ЖКХ. Раньше всеми этими вопросами занималась управляющая организация — закупала воду, тепловую энергию и раздавала это жильцам-потребителям. Теперь горячую воду и отопление поставляет напрямую МУП «Клинские тепловые сети», а холодную воду и водоотведение (услуги канализации) — ЗАО «Водоканал».
На этом официальная информация заканчивается. Какой части жильцов каcается данное нововведение с «прямыми договорами», с какого дня и с какого лешего это произошло — загадка. В прошлом году кое-где проходили общие собрания на эту тему, но их протоколов никто не видел. Государственная жилищная инспекция по запросу также не предоставила их.
По неофициальной информации, изменения порядка расчетов за услуги ЖКХ произошли с нового года и коснулись прежде всего потребителей управляющей организации «Жилсервис клинский». Причиной послужили задолженности за ресурсы. Однако официально подтвердить это Жилсервис не смог. От новых поставщиков также не поступало никаких уведомлений о новом порядке начислений и новых обязательствах жителей перед ресурсниками. Учитывая это, говорить о понятности и прозрачности в начислениях ЖКХ, к сожалению, не приходится.
Ситуация неоднозначная: жители продолжают получать квитанции и платить деньги за услуги, но кому поступают эти деньги и на основании каких договоров — сами не знают. Квитанции с неполной информацией выписывает частная фирма-посредник (ООО «Мособлеирц»), с которой у жителей вообще нет никаких договоров и которая непонятно на каком основании собирает с жителей деньги на свои расчетные счета. Прокуратура не хочет с этим разбираться, а представители клинской администрации обманывают жителей, что по другому платить напрямую ресурсникам нельзя.
Также предвидятся очередные перерасчеты в связи с неправильным периодом снятия показаний счетчиков отопления (где они работали) и применения неправильных нормативов (где счетчики не работали). Когда и в какую сторону будет перерасчет — неясно, но должен был быть еще в прошлом месяце в сторону уменьшения платы.
Кроме подобной мути с правовой и финансовой стороной вопроса (непонятно, кто теперь кому за что и сколько должен платить), нововведение с прямыми договорами имеет еще некоторые неприятные особенности. Раньше услуги предоставлялись непосредственно вам в квартиру, теперь ресурсники отвечают за качество только до внешней стены дома. Если у вас ржавая или недостаточно горячая вода, вам будет сложнее найти крайнего, а перерасчет вам делать никто не будет: сошлются, что к дому вода поставляется надлежащего качества, а уже в ваших трубах ржавеет и остывает. При аварии вам также придется самостоятельно искать место поломки (внутри дома или снаружи) и ответственное за починку лицо.
Примерно настолько же мутная ситуация с обращением с отходами. Всего два года назад мы платили за захоронение мусора по 8 рублей 28 копеек с человека, этим занималось МУП «Чистый город». Теперь вывозом мусора занимается тот же «Чистый город», везут на тот же Алексинский карьер, но теперь уже на субподряде у посредника-монополиста, гордо называющего себя «региональный оператор». Суммы в ваших квитанциях и соответственно маржу этого посредника вы можете посмотреть самостоятельно.
Но самое главное: везде начисления по количеству проживающих, и только у нас плата на мусор превратилась в налог на жилплощадь. Но налоги платят государству, а этот новоявленный мусорный оператор — частная фирма. А если у вас есть квартира и домик в деревне, «региональный оператор» требует оплачивать пустующие квадратные метры и там, и там; его не интересует, что вы не можете одновременно проживать в двух местах.
Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев недавно заявил в телеэфире:
«Метод сравнительного анализа показывает, что ты получил завышенный тариф. И, как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил. Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки».
Есть только одна причина, почему это все происходит — мы с вами это оплачиваем.