Press "Enter" to skip to content

Знание рождает скорбь

Борьба с кулаковским мусорным монстром в Чехове наконец-то завершилась.

Не успели экологические активисты г. о. Чехов продышаться после финиша по остановке работы полигона ТБО «Кулаковский», как на горизонте замаячили новые старты. Иллюзия, что после закрытия помойки можно будет закруглиться с экологической работой и заняться собственной жизнью, рассыпалась как карточный домик. И не факт, что эти старты будут легкими и победными.

Проект рекультивации создан и утвержден: площадь рекультивации 18,6 га. Семь гектаров лесных земель, захваченных мусором, пока повисли в воздухе.

Мировая практика, европейское законодательство исключают возврат даже очищенного фильтрата на тело полигона, если дно и стенки чаши карьера не изолированы. Боковые стены кулаковского карьера состоят из сверхпроницаемого песчаного суглинка и изолироваться не будут.

Это значит, что большая часть фильтрата через незащищенные боковые стены будет продолжать загрязнять верхние слои почвы и водоносные горизонты на многие километры вокруг.

Проект рекультивации обещает лицензированную установку по переработке собранного фильтрата. По этому поводу сомнений нет. Но очевидно, что ядовитые остатки нужно вывозить в спецпункты по переработке, а не разбавлять их водой и поливать свалочное тело.

О вывозе остатков фильтрата в проекте ничего не сказано.

Еще хуже обстоит дело со сжиганием свалочного газа. Тут разыгрывается некая многоходовка, результаты применения которой могут крайне негативно отразиться на здоровье граждан, живущих в десятках километров вокруг.

Разработчик проекта — дочерняя компания госкорпорация «Газэнергострой». Именно эта госкорпорация всерьез намерена осуществить рекультивацию полигона. Именно эта госкорпорация никогда не имела дело с полигонами ТКО. Именно эта госкорпорация разработала бесфакельные газосжигающие установки стоимостью 90 млн руб. каждая. Хорошо, подумает читатель, — импортозамещение. Но…

Согласно российскому законодательству такие установки обязаны пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня. Не прошли и не собираются. Единственный документ — декларация о соответствии ЕАС (евразийское соответствие), опирающаяся на техусловия для установки по обезвреживанию горючих газов. Но мы имеем дело со свалочными биогазами, а это далеко не одно и то же.

Зайдите в интернет и посмотрите, на каких условиях выдаются подобные декларации. Такие установки в количестве трех штук продаст госкорпорация «Газэнергострой» и сама же установит на Кулаковском за бюджетные деньги. Кстати, никакие фильтры для свалочного газа не предусмотрены. Температура сжигания газа не позволяет избавиться от диоксинов, фуранов и прочих канцерогенов. Плюс парниковый эффект — температура на выходе — 400 °С. Жилые дома и инфрастру- ктурные объекты — в 100-200 метрах.

В проекте не рассматривается ликвидация бензола, фенола, толуола, аммиака, диоксида азота по той простой причине, что расчетные методики при создании проекта этих газов даже не определили. А как их определить, если состав мусора определялся тоже расчетным путем исходя из того, что полигон загружался ТКО 4-5 класса опасности. Но это далеко не так. Свалочное тело содержит около 300 тыс. тонн золы с московского мусоросжигательного завода, огромное количество бытовой химии, медицинских отходов и прочих отходов повышенного класса опасности.

Количество размещенного мусора разработчики также взяли из официальных источников — 316 тысяч тонн за 2015-2017 год.

Но в Манушкино даже школьник знает, что только за 2016 год полигон принял 1 млн тонн отходов — это четко определил общественный контроль методом простых подсчетов — ежедневных, еженедельных и ежемесячных поступлений ТБО. Разработчик проекта отказался принять эти данные к сведению. Вот и получается, что вряд ли проект рекультивации содержит хоть несколько параметров, соответствующих действительности.

Экспертное заключение одной из самых авторитетных фигур в области ТБО, профессора, доктора технических наук А. М. Гонопольского было сокрушительным — предложенные в проекте схема сбора фильтрата и технология обезвреживания свалочного газа не решают задачи ликвидации негативного воздействия на окружающие территории, грунтовые воды и воздушный бассейн в зоне влияния полигона, а могут его даже усилить.

Государственная экологическая экспертиза, напротив, дала положительное заключение по проекту рекультивации полигона ТБО «Кулаковский». Более циничного и лицемерного документа автору видеть еще не приходилось. Размытые формулировки, аморфные выводы с намеком на положительные оценки.

Согласно такой экспертизе полигон вообще можно рекультивировать так, как позволит степень жадности до денег, совесть и задачи, которые будет ставить перед собой региональный мусорный оператор.

Очевидно, что ждать экологической эффективности от такой рекультивации не приходится. Деньги на Кулаковском будут потрачены зря. Как, впрочем, и по всему подмосковному региону. Кулаковский рискует стать своего рода Зенит-ареной, на реконструкцию которой потратили денег в пять раз больше, чем планировалось изначально. А будут ли тратить?

За такую рекультивацию надо спросить. Спросить сейчас, потом будет поздно. Сейчас, пока сохраняются законные рычаги влияния общества на власть.

3 февраля прошла Всероссийская акция «Россия — не помойка!» В Чеховском округе ни партии, ни Совет депутатов, ни Общественная палата не посчитали нужным поучаствовать. У них, видимо, все хорошо сейчас, а будет еще лучше.

Федеральные СМИ проигнорировали акцию в пользу французких «желтых жилетов». В интернете прошла информация — малочисленность акций говорит о том, что население доверяет мусорной реформе, действиям властей по раздельному сбору и т. д.

Не соглашусь. Граждане просто разуверились в конструктивном диалоге с чиновниками. Последние делают вид, что взаимодействуют с населением. Все призывы общественности действовать в соответствии с законодательством, опираться на реальные данные и провести реальную мусорную реформу стали носить «рекомендательный» характер. Это называется одним словом — разочарование.

А еще, что греха таить, многие полагают, что движение против мусорореформаторов имеет в регионе такой размах, что активисты Вася-Петя-Маша сами все разрулят, всех победят. А граждане пока у себя дома просто повозмущаются.

Ничего само по себе не разрулится и не решится. Чудес не бывает. Гражданам надо просто сесть и посчитать, во сколько им обойдутся их бездействие и разочарование — в новых тарифах на мусор, в здоровье их детей. Есть ли смысл шевелиться. Уверена, что есть. Мы уже скоро тридцать лет, как не в Советском Союзе.

Справка

Кулаковкая свалка в Чеховской районе Подмосковья была закрыта 1 сентября 2017 года после голодовки местных жителей, которая продолжалась почти 3 месяца.

До массовой голодовки никто не хотел обращать внимание даже на то, что местная школа деревни Манушкино расположена внутри санитарно-защитной зоны свалки. Помимо этого свалка захватила и уничтожила прилегающие земли лесфонда, а озеро было засыпано мусором.

Губернатор Воробьев, зампред правительства МО Чупраков, министр экологии Коган вместе с провластными экологами только обещали, что полигон будет закрыт, а на его месте появится парк или горнолыжный спуск.

Теперь жителям приходится бороться за правильную рекультивацию свалки.

Наталья Ильина, г. Чехов