Press "Enter" to skip to content

Про Алексинский карьер

Алексинский карьер расположен в 2 км на восток от Клина, в 1 км от Новощаповской средней школы имени Едунова, в 400 метрах от жилых домов. В советское время здесь добывали песок, но с 1993 года он эксплуатировался как муниципальная свалка для Клинского района. За 20 лет (с 1993 по 2013 годы) в бывший песчаный карьер было насыпано примерно полтора миллиона тонн клинского мусора.

В 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № Пр-804 от 10.04.2013 г. и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15.04.2013 г. Согласно данным поручениям, свалка ТБО «Алексинский карьер» в числе ряда других должна была быть закрыта и рекультивирована. В феврале 2014 года, Минэкологии области сообщало о закрытии свалки «Алексинский карьер» в связи с заполнением и исчерпанием проектной мощности. Несмотря на это, начиная с 2014 года на фактически уже закрытую свалку, не значащуюся в реестре объектов размещения отходов, в нарушение законов начали массово свозить мусор из Москвы миллионами тонн без какого-либо контроля за соблюдением технологии захоронения и природоохранных норм. За 2014-2015 годы на месте глубокого Алексинского карьера появилась огромная гора мусора. За первый год было привезено и свалено около 3 миллионов тонн мусора из Москвы, то есть вдвое больше, чем за предыдущие 20 лет.

Местные власти сначала игнорировали проблему, потом обещали разобраться, однако вместо закрытия незаконной свалки принялись задним числом узаконивать её деятельность. Были получены разрешения на выбросы, свалка была включена в реестр, когда гора мусора уже виднелась над лесом. Местным жителям показывать какие-либо документы отказывались и в муниципалитете, и в областном Министерстве экологии, ссылаясь на то, что разрешительные документы — собственность ООО «Комбинат» и у надзорных органов они отсутствуют. Они отказались представить документы даже по запросу суда. Суд вместо приостановления деятельности свалки постоянно накладывает смешные штрафы, и нарушения продолжаются. Однако, при анализе судебных материалов всплыли документы, которые указывают, что свалка работает незаконно и вообще не должна находиться в этом месте.

Суд и минэкологии неоднократно выявляли грубые нарушения — отступления от проектной документации, выход свалочного тела за границы свалки на чужой земельный участок, отсутствие пересыпки мусора грунтом, отсутствие капитального ограждения, очистных сооружений, системы сбора и отвода фильтрата, систем по сбору биогаза. Эти нарушения привели к нанесению существенного вреда окружающей среде — вонь от превышенных объёмов гниющего мусора распространилась на десятки километров, токсичный фильтрат проник в грунтовые воды, ветер разносит мусор по близлежащим полям, а полчища чаек грозят парализовать работу аэродрома Клин-5, расположенного в 3 км от свалки.

В 2017 году измерения лабораторией МЧС показали превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов около жилых домов в 2 км от свалки в 25 раз. Это означает, что в этих домах нельзя жить, там опасно находиться, это режим ЧП. МЧС разрабатывает схему эвакуации жителей. Чиновники минэкологии в это же время продолжают успокаивать жителей. После закрытия Балашихинского полигона на Алексинской свалке начали насыпать вторую гору мусора, а областное руководство хочет расширить свалку до 73 гектар без проведения общественных слушаний. Жители между тем замечают рост количества онкологических заболеваний.

Если совсем кратко, о соблюдении каких-либо законов здесь речи не идёт. Люди зарабатывают деньги на здоровье людей. Причем, деньги весьма небольшие, несопоставимые ни с нефтяными доходами, ни с тем, что они пилят на отоплении жилых домов.

В Клину расположен стратегический аэродром ВКС Клин-5. Свалка находится всего в 3 км от аэродрома, что запрещено нормами воздушного кодекса РФ и лётными правилами, создаёт угрозу падения воздушных судов (случаи уже были)

письмо про аэропорт


Однако свалка работала некоторое время как муниципальная. По сути это заброшенный песчаный карьер, в который ссыпался местный мусор, грузовиков по 15 в день. В 2013 году его ресурс был выработан и было принято решение о его закрытии.


Однако с зимы 2014-2015 годов (после закрытия Хметьево) на фактически закрытый карьер, не числившийся в реестре объектов размещения отходов, начали массово свозить московский мусор, в совершенно невообразимых ранее объёмах, по 700-800 бункеров в сутки. На месте глубокого карьера буквально за месяц выросла гора мусора размером с микрорайон.

Обращения в контрольные и надзорные органы не имели никакого эффекта, местные СМИ игнорировали проблему полностью. На свалке начался процесс образования свалочного газа, первыми удар приняли 11 находящихся рядом деревень (около 1700 жителей).

Мусор в Клин массово повезли после закрытия свалки в Хметьево (Солнечногорский район) в конце 2014 года. К 2017 году гора росла в высоте и газы стали добивать до города (около 90 тысяч человек, 2-3 км), активисты записали видео-обращение к прямой линии ( https://youtu.be/Q6ZNKumZDRk ) и рассчитывали на помощь. Но в июне 2017 закрыли Кучино. Сразу после этого объёмы привозимых отходов увеличились ( про это было много новостей, одна из них http://www.ntv.ru/novosti/1824898/ ). В сентябре 2017 закрыли «Кулаковский», в октябре 2017 «Царёво». Объёмы ещё выросли. В Клин поехали отходы с примерно половины Москвы и области, ехали все подряд — и с договором на Царёво, и с медицинскими отходами.

Замеры МЧС летом 2017 года показали превышения содержания вредных газов в жилом районе округа в 25 раз. Замеры вблизи свалки показали превышения выбросов в 93.8 раза ( https://klin—mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=244370421&delo_id=1502001&new=&text_number=1 ). Эти замеры от нас всячески пытались скрыть, отказывались выдать копии актов. После чего активисты за свои деньги заказали выезд независимой лаборатории, которая также обнаружила превышения содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов. После этого активисты неоднократно сопровождали наряды МЧС, снимали на видео показания приборов с превышениями, в том числе по хлору около школы, однако на сайте МЧС всё время пишут, что превышения не обнаружены. Нас все обманывают, не представляют достоверной информации о состоянии окружающей среды, чтобы на нашем здоровье сэкономить копейку на доставке отходов на удалённые полигоны.

Сразу после закрытия Кучино стали насыпать вторую гору. Первую насыпали 2 года, вторую сделали за полгода. на позапрошлой неделе начали насыпать третью после того, как из-за перебоев работы свалки в Волоколамске мусорный трафик в Клин увеличился ещё больше. Они просто не успевали заезжать туда для разгрузки, и тем более не успевают выполнять какие-либо природоохранные мероприятия — просто ссыпают мусор в землю, то есть это не «полигон ТБО», а банальная свалка, только огромная.


Утром 13 октября 2017 года клинским судьёй Мирошниченко А.И. было оглашено решение о приостановлении деятельности свалки в связи с 16 грубыми нарушениями и угрозой здоровья жителям Клина.

https://klin—mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=235571696&delo_id=1500001&new=0&text_number=1

Приставы опечатали ворота. Уже к вечеру печать была сорвана и скопившиеся мусоровозы поехали разгружаться. Это разрешил председатель клинского суда Шарапов Д.Г., который находился в тот момент в отпуске. Его действия уже признаны незаконными вышестоящим судом (незаконное вмешательство в дело и изменение задним числом уже оглашённого решения), в любом другом случае это стоило бы ему кресла и свободы, но в Клину он продолжает занимать должность председателя суда. Граждане пытались защитить свои права и встать на пути мусоровозов, но приехал автобус омона и всех разогнал, организовав коридор для проезда мусоровозов на закрытую незаконную свалку. За активистами, участвующими в контроле за соблюдением закона и решения суда, до сих пор бегают полицейские с угрозами, таскают силой в отдел, выписывают штрафы

https://klin—mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=236295345&result=1&delo_id=1500001

То есть они даже фигурой председателя суда готовы пожертвовать, чтобы ещё хоть немного повозить сюда мусор. Когда стало вонять в городе практически каждый день, местные власти поняли, что замалчивать проблему не удастся, и стали кормить народ обещаниями. С конца 2016 года стали звучать всякие «возьмём на личный контроль», «проследим за технологией», но итог они — они продолжают массово возить московский мусор, около тысячи машин в день, и сыпать в землю. Боюсь, что после очередной смерти от рака кто-то просто возьмётся за вилы или что похлеще.

 

В 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № Пр-804 от 10.04.2013 г. и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15.04.2013 г. Согласно данным поручениям Президента РФ и Правительства РФ, свалка ТБО «Алексинский карьер» в числе ряда других должна была быть закрыта и рекультивирована.

Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 (утверждены Постановлением № 16 Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001), полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Согласно «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Объект размещения отходов «Алексинский карьер» не соответствует данному определению, поскольку на нём отходы не изолируются, не обезвреживаются, в связи с чем безопасность населения не обеспечена и нарушена.

Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Таким образом, проводимая рекультивация карьера с дозагрузкой его мусором попросту незаконна.

По сведениям Минэкологии МО (письмо от 24.06.2016г № 24ТГ-4654) остаточная вместимость полигона исходя их фактической загрузки по состоянию на 01.01.2016 г. — около 4 миллионов тонн, то есть за 2015 год было насыпано около 2 миллионов тонн. За 2016 год было насыпано ещё примерно столько же, то есть должно было остаться около 2 миллионов тонн. Однако в «Территориальной схеме обращения с отходами» указана остаточная вместимость 5986 тыс. тонн при общей ёмкости 6260 тыс. тонн. (приложение 11), то есть огромной насыпанной зловонной горы мусора по документам просто не существует, как будто она куда-то внезапно испарилась, что свидетельствует о служебном подлоге при составлении и принятии данного правового акта. Данные маркшейдерских съёмок подтверждают довод о фальсификации остаточной вместимости и подлоге.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Референдума по вопросу размещения в Клинском районе объектов обращения с московскими отходами не проводилось.

Согласно пункту 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Утверждённого генплана с новыми объектами обращения с отходами нет.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы потеряло юридическую силу на основании части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» по причине реализации объекта государственной экологической экспертизы с многочисленными грубыми отступлениями от документации, что установлено фактами привлечения ООО Комбинат к ответственности по ч.2 ст. 8.4 КоАП. Повторная государственная экологическая экспертиза в порядке пункта 8 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» не проводилась.

Согласно пункту 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 км от аэропорта. Исключается использование под полигон затопляемых паводковыми водами территорий. Расстояние от свалки до действующего аэродрома Клин-5 составляет менее 3 км. Как указано в градостроительной документации Клинского района, размещение полигона не соответствует санитарно-планировочным нормам из-за расположения в подлетной зоне Клинского аэродрома.

Согласно пункту 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО (Приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.10.2000 N 132), в связи с повышенным социальным и экологическим риском полигонов ТБО программа инженерных изысканий является обязательным документом. Состав программы инженерных изысканий под полигоны ТБО в целом должен отвечать п. 4.14 СНиП 11-02. Согласно п. 9.1.3 тех же норм, наличие толстого глиняного геологического барьера является необходимым условием при выборе места строительства полигона. Согласно приведённым в эксперитзе данным геологической разведки, никакого глиняного барьера под «Алексинским карьером» проектом не выявлено, напротив, это месторождение песка с высоким коэффициентом фильтрации, что способствует проникновению фильтрата в водоносный горизонт.

В таблице В.2 к оспариваемой территориальной схеме указана ёмкость новой свалки 10 миллионов тонн, а мощность Алексинского карьера 400 тысяч тонн в год. Однако проектом, по которому положительное заключение государственной экологической экспертизы потеряло юридическую силу, установлена максимальная загрузка в 270 тысяч тонн с год. Такая же цифра (270 тыс тонн в год) приведена в таблице А.8. Таким образом, территориальная схема содержит ложные цифры. По новым объектам экспертиза не проводилась вовсе. В том же приложении указано, что отходы из других регионов не привозятся, однако это противоречит территориальной схеме обращения с отходами города федерального значения Москва, откуда 100% мусора вывозится в другие регионы, прежде всего в Московскую область. На Алексинский карьер фактически везут Московский мусор в огромных объёмах, около 2 миллионов тонн в год.

Положениями статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно статья 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Территориальная схема нарушает права, свободы и законные интересы граждан, так как приведённая там информация недостоверна и даже явно ложна. В частности, там явно сфальсифицирована остаточная вместимость полигона ТБО “Алексинский карьер”. Оспариваемое постановление нарушает экологическое законодательство и приводит к возникновению неблагоприятных последствий, которые проявляются в стойком удушливом запахе и превышении ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов. Следование схеме неизбежно повлечёт ужесточение грубейших нарушений права истца на благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 7 Постановления пленума Верховного суда РФ № 49 от 30.11.2017г «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды).

13.10.2017г. свалка была закрыта судом, учитывая, что выявленные нарушения требования норм и правил в области санитарного законодательства создают угрозу здоровья граждан, а здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом без которого утрачивают свое значение многие другие блага. Решение суда о привлечении к ответственности оператора свалки по ст. 8.21 КоАП РФ за более чем 90-кратные превышения норм выбросов вредных веществ вступило в законную силу.

Также необходимо ответить выявленные аккредитованной лабораторией превышения санитарно-эпидемиологических нормативов ПДК содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов, что явно свидетельствует о наносимом вреде. СМИ с ссылкой на городскую диспетчерскую службу сообщают о более 300 (трёхсот) звонках в день с жалобами на нестерпимую вонь свалочного газа в Клину, что является общеизвестным обстоятельством, пахнет и в Клинском городском суде в том числе.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив, такая максимальная концентрация химических веществ в окружающей среде, которая не вызывает патологических изменений или заболеваний. Зафиксированные специалистами МЧС 25-кратные превышения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов явно свидетельствует о наносимом свалкой вреде здоровью жителей.

 

При проведении измерений специализированной лабораторией МЧС 15 марта 2018 в посёлке Новощапово, рядом со школой, приборы показали превышение в воздухе по хлору, при норме 0,1мг/м3 зафиксированы показания 0,7; по сероводороду (ПДК 0.008) специалист МЧС сказал, что имеется превышение в 3 раза; превышение по формальдегиду — показания 1,75 мг/м3 при норме 0,5.

При проведении измерений специализированной лабораторией МЧС 16 марта 2018 акт №122 (сотрудник Суслов) в 11.00 утра замеры в Золино — сероводород — 0,03 мг/м3, хлористый водород — 0,02, углекислый газ — 0,01;

акт №123 (23.00 Золино): сероводород — 0,03 мг/м3, хлористый водород — 0,03, углекислый газ — 0,01, имеется также превышение 3,75 ПДК.

Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Согласно статье 13 Закона МО от 8 ноября 2001 года N 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право на получение полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами; осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.