Соцсети, блоги, мемы, гаджеты — без этого не могут жить нынешние ребята и девчонки, подростки и малыши. У взрослых почти нет времени, чтобы разбираться в кумирах из TikTok и YouTube, хитросплетениях аниме и тонкостях ЕГЭ, почему подростки становятся веганами и интересуются проблемами меньшинств. Поэтому попытаемся понять, чем живут клинские студенты и школьники, и рассказать другим об этом. Сегодня наша собеседница — Марина. Ей 21 год, она выпускница одной из клинских школ.
Марина учится в одном из московских вузов на бюджетной основе. Многие ее одноклассники тоже стали студентами институтов и университетов. Часть из них получает высшее образование в Москве, другие в Твери, потому что там дешевле. За год учебы платят от 70 до 90 тысяч рублей (к слову, оплата за внебюджетные места в клинских отделениях колледжа «Подмосковье» превышают 130 тысяч в год).
Некоторые из бывших одноклассников уже трудятся. Один из них — студент медицинского института — работал в самое горячее время ковида в красной зоне.
Ребята не стоят в стороне от политической жизни страны, причем их взгляды различны. Одна из одноклассниц вступила в «Единую Россию», собираясь построить карьеру. Во время январских акций в поддержку Алексея Навального два одноклассника участвовали в акциях в Твери. Для них митинги обошлись без последствий — задержаний, штрафов, административных или уголовных дел, исключений из вузов.
Одногруппники. Марина пока не работает, хотя одногруппники пытаются зарабатывать. Совместить учебу и работу сложно. Стипендия в подмосковном вузе 7 тыс. рублей для отличников, для хорошистов 4 500 рублей, для остальных 2 тысячи. В Твери стипендии гораздо ниже — для отличников 2 500 рублей.
В группе Марины собрались юноши и девушки из разных городов. Ребята стараются учиться на отлично. Многие подрабатывают, но не по профилю, заканчивая курсы фотографов, нутрициологов. По специальности планируют работать многие.
Дистанционное обучение далось студентам достаточно сложно. По словам Марины, ей было очень тяжело, некоторые занятия выматывали, педагоги давали много заданий, но летняя сессия стала одной из самых легких. Зимняя же сессия была сложнее, некоторые педагоги и морально давили.
О стране и проблемах. В семье Марины не смотрят телевизор. Вообще. О событиях в политической жизни города, страны и мира девушка, как и ровесники, узнает из социальных сетей. Много новостей из Инстаграма, ВК, ютьюуба. Особенно нравится лаконичный Твиттер. Смотрит программы Леонида Парфенова, Юрия Дудя. Родители регулярно смотрят выпуски Андрея Караулова, Максима Шевченко. Все вместе обсуждают самое интересное. Марине интересно мнение современных стендап-комиков.
Марина часто задумывается о том, что происходит в нашей стране, выделяя несколько самых серьезных проблем. Она считает, что судебная и правоохранительная система не выполняют своих функций. На сентябрьские выборы идти собирается. Скорее всего, будет следовать советам «Умного голосования», чтобы не проходили представители одной из надоевших партий. Для своего выбора планирует серьезно изучить программу кандидатов в депутаты.
Еще одна сложная проблема — экологическая. Марина говорит, что часто чувствует вонь со свалки «Алексинский карьер», и это ее раздражает. Часто бывает, что характерный запах проникает в вагон электрички при въезде в Клин. Девушка признает, что самим нелегко сортировать мусор. Для этого не созданы условия. Из-за экологических проблем ей хочется переехать в другой город.
Еще для Марины важной является проблема с отношением в стране к незащищенным меньшинствам. Также не нравится оправдание насилия, растущий милитаризм. Девушка считает, что есть серьезные проблемы с образованием, медициной, цифровизацией общества.
О будущем. У младшей сестры одноклассники совсем не читают. Это не внушает оптимизма. А Марине хотелось бы уехать за рубеж, попробовать свои силы в учебе, но для этого нужно знать язык на высоком уровне. Есть знакомые, которые уехали и поступили, однако эпидемия коронавируса и дистанционная учеба не дали полноценно учиться, знакомиться с другими студентами. Но ребята не теряют надежды получить образование и остаться в этой стране.
Марине хочется верить, что у ее поколения и страны есть будущее. Хочется, чтобы люди были добрее друг к другу.
Александра Егорова