Направляю замечания в рамках проведения общественного обсуждения
проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
твердыми коммунальными отходами, Московской области.
В них раскрывается противоречие действующему законодательству
некоторых положений вынесенного на общественное обсуждение проекта
регионального нормативно-правового акта, делающие невозможным его
принятие и реализацию, поэтому участвующим в обсуждении и в принятии
решений лицам необходимо изучить, чтобы впоследствии избежать
обвинений в служебном подлоге, халатности и оставлении в опасности.
Обращаю внимание, что законные и обоснованные доводы данных
замечаний не были приняты во внимание при рассмотрении предыдущего
проекта террсхемы в апреле, ввиду чего они по-прежнему актуальны и
должны быть рассмотрены вновь в свете обновления проекта террсхемы.
Вместе с тем, отмечаю, что расширение алексинской свалки вблизи
аэродрома и строительство «третьей очереди» без слушаний и экспертизы
является преступлением.
В случае принятия в текущем виде террсхема потеряет юридическую силу
сразу же в день принятия.
Замечания
к проекту постановления Правительства Московской области «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области».
Этот текст замечаний может на первый взгляд показаться длинным, однако в нём раскрывается противоречие действующему законодательству некоторых положений вынесенного на общественное обсуждение проекта регионального нормативно-правового акта, поэтому участвующим в обсуждении и в принятии решений лицам необходимо прочитать его целиком, чтобы впоследствии избежать обвинений в служебном подлоге, халатности, и оставлении в опасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» прошу рассмотреть указанные ниже замечания (предложения) к проекту постановления Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области».
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 (утверждены Постановлением № 16 Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001), полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Объект обращения и размещения отходов «Алексинский карьер» не соответствует данному определению, поскольку на нём отходы не изолируются, не обезвреживаются, в связи с чем безопасность населения не обеспечена и нарушена.
В 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № Пр-804 от 10.04.2013 г. и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15.04.2013 г. Согласно данным поручениям Президента РФ и Правительства РФ, свалка ТБО «Алексинский карьер» в числе ряда других должна была быть закрыта и рекультивирована (письмо Воробьёва А.Ю. Путину В.В. от 10.04.2013 № исх 2376/3).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Таким образом, проводимая рекультивация карьера с дозагрузкой его мусором попросту незаконна.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Референдума по вопросу размещения в Клинском районе объектов обращения с московскими отходами не проводилось.
Согласно пункту 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны с учётом отвода санитарно-защитных зон и приажродромных территорий.
По сведениям Минэкологии МО (письмо от 24.06.2016г № 24ТГ-4654) остаточная вместимость полигона исходя их фактической загрузки по состоянию на 01.01.2016 г. — около 4 миллионов тонн, то есть за 2015 год было насыпано около 2 миллионов тонн. За 2016 год было насыпано ещё примерно столько же, то есть должно было остаться около 2 миллионов тонн. Однако в «Территориальной схеме обращения с отходами» указана некорректная остаточная вместимость, то есть огромной насыпанной зловонной горы мусора по документам просто не существует, как будто она куда-то внезапно испарилась, что свидетельствует о служебном подлоге при составлении и принятии данного правового акта.
При установленном проектом лимите 270 тысяч тонн в год за 2017 год было принято не менее 833 тысяч тонн (Предостережение Минэкологии МО от 17 мая 2018 года № РВ-436/2018). По подсчетам местных активистов, эта цифра составляет не менее 2 млн тонн.
Согласно проекту снитарного заключения 2019 года, на алексинской свалке захоронено 4 019 730 т отходов, из них 1 662 625 т захоронено за последние 2 года при установленном проектом лимите 270 тысяч тонн в год.
Такая многократная перегрузка свалки наносит вред населению и указывает на невозможность дальнейшей её загрузки, на необходимость принятия мер по ликвидации и рекультивации свалки и привлечения виновных лиц к ответственности.
Пункт 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов, включающей необходимость проведения общественных слушаний и учёта общественного мнения при строительстве таких объектов согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общественные слушания не проводились.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы потеряло юридическую силу на основании части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» по причине реализации объекта государственной экологической экспертизы с многочисленными грубыми отступлениями от документации, что установлено фактами привлечения ООО Комбинат к ответственности по ч.2 ст. 8.4 КоАП.
На ГЭЭ подан проект, разработанный ООО «ИПЭиГ» (Санкт-Петербург) в 2019. Однако процедуру общественных слушаний 29.04.2019 пытались провести по проектной документации, разработанной ЗАО «Спецгеоэкология» в 2017 году. Таким образом, экспертиза проводилась по подложным документам, не прошедшим процедуру общественных обсуждений. А для строительства был выбран третий проект 2018 года из Новосибирска от ООО «Строительные проекты».
Таким образом, Алексинский карьер имеет три различных комплекта проектной документации — один для слушаний, второй для экспертизы, третий для стройки, то есть ни один из них не является разработанным и утверждённым в установленном законом порядке.
Отсутствие действующей разрешительной документации подтверждается решением Клинского городского суда от 13.12.2018 по делу № 2-2501/2018, по которому эксплуататор незаконной свалки ООО «Комбинат» признал иск Межрайонная природоохранная прокуратура МО об отсутствии разрешительной проектной документации.
В приложении А8 к проекту указаны произвольные, чудовищные, ни на чём не основанные, противоречащие законодательству об экологической экспертизы цифры мощности (450.0 тыс. тонн) и вместимости (8 и 15 млн. тонн). Учитывая постоянное зловоние и зарегистрированные 708-кратных превышения ПДК вредных веществ от свалки указание данных цифр содержит признаки не только служебного подлога, но и экоцида.
Положениями статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Проверкой администрации муниципалитета по жалобам на превышения нормативного уровня шума установлено, что населенные пункты Белавино, Ясенево, Новощапово, Максимково, Опалево, согласно Инструкции по производству полетов на аэродроме Клин, утвержденной 25.04.2011 года, находятся в схеме захода воздушных судов на посадку, а также в границах пилотажной зоны (письмо Администрации Клинского района № 1ЕГ-627423 от 23.06.2017г).
Согласно проведенному орнитологическому исследованию, вблизи свалки и аэродрома наблюдается большое скопление врановых, воробьевых и чайковых, высота полета от 5 до 400 метров.
Результаты проверки военной прокуратурой солнечногорского гарнизона указывают на то, что размещение свалки от контрольной точки аэродрома на расстоянии менее установленного законодательством об авиационной безопасности не обеспечивает безопасность полетов на аэродроме Клин-5, что в свою очередь может отразиться на безопасности граждан, проживающих в г. Клин Московской области и других близлежащих населенных пунктов.
Расположение подобного объекта обращения с отходами в подлетной зоне стратегического аэропорта ВКС РФ «Клин-5» исключается нормами летной безопасности. Из представленных войсковой частью 45095-А документов усматривается, что приаэродромная территория для аэродрома Клин-5 установлена R=30 км.
Запрещается размещение на расстоянии ближе 15 км от КТА мест выброса пищевых отходов, звероферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц (СП 42.13330.2011). Аналогичный запрет на размещение объектов, которые способствуют массовому скоплению птиц, ранее был установлен пунктами 58-60 Федеральных правил использования воздушного пространства (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138).
Согласно пункту 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 км от аэропорта. Исключается использование под полигон затопляемых паводковыми водами территорий. Расстояние от свалки до действующего аэродрома Клин-5 составляет менее 3 км. Как указано в градостроительной документации Клинского района, размещение полигона не соответствует санитарно-планировочным нормам из-за расположения в подлетной зоне Клинского аэродрома.
Размещение свалочного тела, факельных устройств для аварийного сжигания газов, линии электропередач не согласовывалось с руководством аэродрома, военной части, с штабом военного округа, штабом объединения ВВС и с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта вопреки требованиям п. 8.23 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и статей 46-47 Воздушного Кодекса РФ.
Данные нарушения подтверждены проверкой военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона (исх. № 188 от 18.01.2018) и письмом от врио Главкома ВВС (исх. 603.6.241/4-1071 от 13.08.2018), заявляющих о необходимости закрытия полигона и рекультивации его земель.
Данные опасения не являются надуманными, поскольку в Клинском районе уже неоднократно происходили авиационные катастрофы с падением воздушных судов на многоквартирные жилые дома, включая падение самолета на многоквартирный жилой дом в д. Новощапово, которая расположена между незаконной свалкой и аэродромом.
К ответу Минюста РФ в ЕСПЧ от 17.01.2020 приложено письмо руководителя ажродрома В. Залитова Сокольской А.Д. от 04.09.2019, где он указывает, что расположение свалки противоречит действующему законодательству, отражается на безопасности граждан и соглашения о размещении на приаэродромной территории не имеет, а также просит ликвидировать алексинскую свалку, создающую угрозу безопасности полетов.
Согласно пункту 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО (Приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.10.2000 N 132), в связи с повышенным социальным и экологическим риском полигонов ТБО программа инженерных изысканий является обязательным документом. Состав программы инженерных изысканий под полигоны ТБО в целом должен отвечать п. 4.14 СНиП 11-02. Согласно п. 9.1.3 тех же норм, наличие толстого глиняного геологического барьера является необходимым условием при выборе места строительства полигона. Никакого глиняного барьера под «Алексинским карьером» проектом не выявлено, напротив, это месторождение песка с высоким коэффициентом фильтрации.
Как гласило заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, проведённые на объекте геологические исследования (ООО «Буровики», М., 2013 г) показали геологическое строение основания полигона, сложенного, главным образом, хорошо фильтрующими песчаными породами, обеспечивающими беспрепятственный дренаж попадающих в свалочную толщу вод в залегающий ниже среднечетвертичный водоносный горизонт, эксплуатируемый колодцами и скважинами.
Электронная модель территориальной схемы, приведенная на сайте http://tkomo.ru, не соответствует данным, приведенным в ТСОО.
Суммарная мощность действующих полигонов превышает объем, отводимый на захоронение практически на 700 тыс. тонн/год. В связи с этим не обосновано продление эксплуатации незаконной свалки «Алексинский карьер».
Изложенные тарифы ничем не обоснованы, даже не конкретизировано, что входит в «услуги регионального оператора» и как это тарифицируется, только итоговая сумма.
В Таблице А.2 «Количество прочих отходов» расписаны, иногда даже очень подробно, образуемые эксплуатирующими полигоны ТКО организациями отходы, вплоть до выбрасываемых по полкило в сутки канцелярских принадлежностей. Однако ни у одной не прописано образование ни фильтрата, ни пермеата, ни концентрата фильтрата, которых образуется на некоторых полигонах более сотни тонн в сутки. А организации, эксплуатирующие закрытые для приёма отходов полигоны и свалки, просто не упоминаются.
В территориальной схеме обращения с отходами Московской области (ТСОО МО) в Таблице А.7 «Характеристика объектов по обезвреживанию» указана только одна организация, принимающая фильтрат полигонов ТКО, а также отходы очистки фильтрата — ООО «ЭКОКОМ». И это несмотря на то, что предприятие ООО «ЭКОКОМ» государственную экологическую экспертизу не проходило и не собирается проходить, общественных обсуждений не было.
Согласно статья 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Данный проект территориальной схемы нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, так как приведённая в нём информация недостоверна и даже явно ложна. В частности, там явно сфальсифицирована остаточная вместимость полигона ТБО “Алексинский карьер”. Оспариваемое постановление нарушает экологическое законодательство и приводит к возникновению неблагоприятных последствий для заявителя, которые проявляются в стойком удушливом запахе и превышении ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов. Следование оспариваемому постановлению неизбежно повлечёт ужесточение грубейших нарушений права заявителя на благоприятную окружающую среду.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив, такая максимальная концентрация химических веществ в окружающей среде, которая не вызывает патологических изменений или заболеваний. Зафиксированные специалистами и аккредитованными лабораториями (в том числе по заказу Минэкологии МО) многократные превышения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов явно свидетельствует об уже наносимом свалкой вреде здоровью жителей, включая заявителя.
Включение данного обьекта в территориальную схему и планы дальнейшей его эксплуатации несмотря на непрекращающуюся вонь во всём городе просто преступны.
Вместе с тем, несмотря на декларируемую гласность и обсуждение, в сам обсуждаемый проект вносились негласные изменения путём перезаливки архива с проектом территориальной схемы уже после объявления общественных слушаний.
В первоначальной редакции постановления Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» были указаны следующие объекты обращения с отходами в Клинском районе (таблица 8 – Перечень объектов, включенных в территориальную схему обращения с отходами, страницы 42-44):
— МПЗ* «Клин»;
— Полигон ТКО «Алексинский карьер»;
— Новый полигон “Клин”.
В редакции территориальной схемы от 19.03.2018 некоторые из объектов были переименованы:
— МПЗ* «Клин»;
— Полигон ТКО «Алексинский карьер»;
— Модернизация «Алексинский карьер».
В текущем проекте указано (таблица 7):
— Полигон ТКО «Алексинский карьер»;
— КПО «Алексинский карьер».
Если кто-то думает, что постоянное тихушное переименование мероприятий по расширению незаконной свалки (при попытке увеличении ёмкости до 15 миллионов тонн на пустом месте) способно запутать граждан или уменьшить вонь или градус социального недовольства, то он чуточку ошибается. Это незаконно и злит людей ещё сильнее.
При этом приведённый в обоснование расширения свалки довод проекта о «соблюдении санитарно-эпидемиологических норм» не только смешён всем вдыщающим вонь клинчанам, но и напрочь опровергается вступившим в силу решением Клинского городского суда от 19 декабря 2017 года по делу № 5-399/2017 по фактам 16 (шестнадцати) грубейших нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и дальнейшими многократными решениями о привлечении к ответственности за систематическое неисполнение предписаний Роспотребнадзора об устранении нарушений законодательства, что свидетельствует об их неустранимости.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 явно запрещается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов. Превышения предельно допустимых выбросов и систематическое превышение установленных ГН 2.1.6.3492-17 предельных концентраций вредных (загрязняющих) веществ в окружающих Алексинскую свалку населённых пунктах подтверждается результатами измерений и несколькими вступившими в законную силу решениями судов о привлечении к ответственности ООО «Комбинат» по ст. 8.21 КоАП РФ.
Строительство новых объектов обращения с отходами на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов без проведений слушаний и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, что создаёт угрозу для жизни и здоровья граждан, и, учитывая масштабы коррупции, институтам власти и государственному строю в целом.
В Клину неоднократно проходили митинги, собирающие по 3000-4000 человек, направленные на прекращение беззакония. Но одними митингами дело не ограничивается: задыхающиеся от свалочных газов местные жители регулярно перекрывают дорогу мусоровозам, о чём также свидетельствуют судебные решения, так что одними митингами дело не ограничится.
Резолюция IX международного форума «Экология» (22-23 марта 2018 года, Москва, более 1000 участников из 75 регионов России и 10 иностранных государств, forumeco.ru) содержит на страницах 38-42 пункты 3.45, 4.53, 4.53.1, 4.53.2, 4.53.3, 4.53.4, 4.53.5, 4.53.6, где указывается, что в целях решения проблемы негативного влияния полигона ТБО «Алексинский карьер» в г. Клин Московской области на жизнь и здоровье людей, безопасность полетов воздушных судов аэродрома Клин-5 (3км до свалки), вредное воздействие на окружающую среду и экосистем необходимо пересмотреть территориальную схему обращения с отходами Московской области, исключить строительство объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО в непосредственной близости от садика, школы пос. Новощапово и Государственного музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.
Хотя многие должностные лица пытаются утаить и замылить обстоятельства незаконности работы Алексинской свалки, они общеизвестны, а их игнорирование на фоне постоянного зловония и зарегистрированных 700-кратных превышений ПДК вредных веществ от свалки вызывает не только масштабное социальное недовольство, но и окончательный подрыв доверия к институтам государственной власти.
В настоящее время ЕСПЧ уже коммуницировал и начал рассматривать кейс «Kotov v. Russia and 13 other applications» (№ 6142/18), а следственный комитет РФ проводит проверку по факту появления подложных сведений об Алексинском карьере в предыдущей редакции территориальной схеме.. Из-за немощности и коррумпированности национальных органов власти число заявителей рискует увеличиться ещё на полторы сотни человек.
Таким образом, должностные лица, включающие в данный документ и приложения к нему подложные сведения, будут привлечены к ответственности, а игнорирование данных основанных на законе замечаний укажет на наличие преступного умысла.
На основании изложенного
ПРОШУ
отклонить предложенный на общественное обсуждение проектт постановления Правительства Московской области «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области», поскольку он не соответствует требованиям действующего федерального законодательства;
в мирном порядке исключить из территориальной схемы незаконную свалку «Алексинский карьер» и планируемые объекты обращения с отходами вблизи неё или на её основе (как бы вы там не изголялись их называть), включить «Алексинский карьер» в планы по рекультивации;
дать надлежащую правовую оценку выявленным фактам служебного подлога при подготовке данных документов.
Приложения: приложения-клин
1. Письмо ВКС Минобороны от 09.08.2017г.
2. Письмо военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона от 18.01.2018г.
3. Письмо Администрации Клинского района № 1ЕГ-627423 от 23.06.2017г.
4. Акт эколого-орнитологического обследования аэродрома Клин.
5. Предостережение Минэкологии МО от 17 мая 2018 года № РВ-436/2018
6. Письмо от врио Главкома ВВС (исх. 603.6.241/4-1071 от 13.08.2018), о необходимости закрытия полигона и рекультивации его земель.
7. Информационное письмо Всероссийского общество охраны природы о превышении фоновых уровней загрязнения в населённых пунктах.
8. Подписи граждан в поддержку исключения незаконной алексинской свалки из территориальной схемы.
9. Резолюции митингов.
10. Резолюция IX международного форума «Экология».