Что вообще произошло?
Суд отменил распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31 мая 2017 года № 84-Р «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов». Из-за этого распоряжения с середины 2017 года тариф на утилизацию ТБО в Клину вырос втрое (на 191 %, если точнее), но распоряжение касалось всего Подмосковья. С людей требовали деньги на расширение свалки московского мусора у них же под носом. Люди возмущались, ходили на митинги, писали жалобы и резолюции, подавали в суд.
Теперь, после 3 лет судов, это повышение тарифов признано незаконным.
Какой размер отмененных тарифных надбавок?
2 494 128 270 рублей, исходя из цифр, приведенных в распоряжении Миэкологии МО № 870-РМ от 27.12.2017. Два с половиной миллиарда рублей! Почти как бюджет города.
Куда пошли эти деньги?
Согласно информации, распространяемой в соцсетях пресс-службой областного МинЖКХ, деньги потрачены:
1) на расширение свалки «в целях снижения негативного воздействия»;
2) на строительства системы дегазации (кайзеровские факелы-душегубки с отрицательным заключением экологической экспертизы);
3) на закупку техники для полигона (типа Land Cruiser 200 на госзакупках);
4) на областной завод по ремонту мусоровозов в Клину.
Дело здесь не только в том, что МинЖКХ врет и никакой ремонт мусоровозов в Клину не нужен. Сроки исполнения отдельных этапов инвестиционной программы давно прошли, деньги нами уплачены, а никакой областной завод по ремонту мусоровозов так и не появился. Просто им нужно было придумать хоть что-то, чтобы попытаться раздуть тариф, — вот и вписали 242 286 500 рублей на незаконные смрадные факелы и 216 871 380 рублей на «ремонтную зону». Вместо любого из этих пунктов можно было за эти деньги построить по 2-3 новых детских сада. Теперь деньги уплачены, но исполнять написанное никто и не пытается. Вероятно, чиновники подмосковного правительства закрывают глаза на нарушения, незаконно повышают тариф и снабжают свалки деньгами не просто так, а выводят эти деньги через специально подобранные подрядные фирмы, выполняющие фиктивные работы по завышенным ценам.
Почему суд отменил тарифные надбавки?
Потому что при их принятии не потрудились создать даже видимость законности (впрочем, областные чиновники и даже областная прокуратура дружно это проглотили). Также суд установил, что тарифные надбавки вводились на основании подложных документов или вообще без оснований. Несколько цитат из судебного решения:
«Каким образом к заявлению от 24 мая 2017 года была приобщена инвестиционная программа, утвержденная распоряжением от 25 мая 2017 года, представитель административного ответчика пояснить суду апелляционной инстанции не смог».
«От даты поступления заявления об установлении инвестиционной надбавки до даты заседания Комитета по ценам и тарифам Московской области прошло всего 3 дня».
«Экспертиза для анализа финансовых потребностей, проверки правильности расчета предлагаемой надбавки не проводилась. В материалы дела представлено экспертное заключение без даты, не содержащее подписи лиц, составивших данное заключение».
«Доказательств обращения ООО «Комбинат» в орган регулирования тарифов с заявлением о корректировке инвестиционной надбавки суду апелляционной инстанции Комитетом не представлено».
«Административный ответчик не был ограничен судом в возможности представления им доказательств, которые ему неоднократно предлагалось представить при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, однако он не исполнил установленную предписаниями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу».
Решение суда вступило в законную силу, ознакомиться с полным текстом решения можно на сайте Гражданская-позиция.рф.
Как проходили судебные заседания?
Судебные заседания продолжались 3 года. За это время исковое заявление а) не принимали к производству; б) теряли; в) оставляли без рассмотрения; г) приостанавливали производство; д) прекращали производство; е) отказывали в передаче в суд кассационных жалоб; ж) возвращали в суд первой инстанции для повторного рассмотрения.
На третий год рассмотрения Московский областной суд, невзирая на все разумные доводы, незаконно отказал в отмене тарифных надбавок, причем прокуратура Московской области тоже считала все эти надбавки законными. Только Генеральная прокуратура и суд апелляционной инстанции исполнили обязанность по всесторонней проверке оспариваемого нормативно-правового акта.
Дело в суде и правда потеряли?
После подачи и регистрации иска канцелярия долгое время говорила, что не владеет информацией о движении дела. Секретарь несколько раз просила подождать и пропадала. Только через пару месяцев им пришлось признать, что дело утеряно. Пришлось подавать иск заново.
Но эти надбавки и так уже не действуют?
Действительно, в решении суда указано, что «оспариваемый документ утратил силу в связи с принятием распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.05.2019 № 119-Р». То есть надбавки отменены как неактуальные из-за «мусорной реформы» регоператоров со своими «конкурсными» тарифами. Суд признал документ «не действующим с даты его принятия». То есть никаких надбавок вообще не было. Теперь так, решение вступило в силу.
Деньги по завышенным тарифам были фактически уплачены. А теперь получается, что безосновательно уплачены, потому что документ отменен судом «со дня принятия».
Теперь можно вернуть безосновательно уплаченные деньги?
Согласно ч. 2 ст. 216 КАС деньги должны вернуть. Есть три пути возврата денег:
1) вежливо попросить вернуть (претензионный порядок);
2) взыскать излишне уплаченные деньги (судебный порядок);
3) просто не платить за мусор (диванный порядок).
Отравляющую людей алексинскую свалку в Клину теперь закроют?
Как говорили сотрудники полиции, свалку закроют, когда полгорода выйдет на улицу. Наглядно продемонстрированные в данном деле беззаконие, жадность и беззастенчивость всего помойного лобби вынуждают согласиться с полицией. Не исключено и то, что эксплуатирующая свалку организация теперь внезапно исчезнет, чтобы не возвращать незаконно полученные деньги.
Заявление о перерасчёте и возврате денег можно вырезать на третьей полосе газеты.