Press "Enter" to skip to content

Иск по заключению СЗЗ

В Клинский городской суд
141600, г. Клин, ул. Ленина, 17

Административные ответчики:
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор)
127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5,7
ОКПО: 00083339, ОГРН: 1047796261512 ИНН: 7707515984, КПП: 770701001
[email protected]

2. Федеральное бюджетное учреждение науки
«Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»
(ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья»)
191036, Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д.4
ИНН – 7815001513, КПП – 784201001
[email protected]

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решений, действий наделенных публичными полномочиями органов

В городском округе Клин эксплуатируется объект размещения отходов «Алексинский карьер», который уже давно перегружен и подлежит закрытию в соответствии с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими нормами, а также в силу необходимости соблюдения законодательства о безопасности воздушного транспорта. «Алексинский карьер» является незаконно эксплуатируемой свалкой мусора на основании ч.10 ст.12 ФЗ №89 от 24.06.1998, ч.2 ст.13 ФЗ №7 от 10.01.2002, п.1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», п. 6 абз.1 ст. 30 ФЗ №174 от 23.11.1995, п.6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО, п.3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, п.3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п.6 ч.3 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ.

08.11.2019 в судебном заседании по гражданскому делу № 2-1483/2019 Клинского городского суда представителем ООО «Комбинат» была представлена копия документа — ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01.05.Т.44687.08.19 от 22.08.2019 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке н размещению ТКО «Алексинский карьер» по адресу Московская обл., Клинский р-н, в 1.5 км к юго-западу от г. Клин (далее — «экспертное заключение»).

Ознакомиться с данным документом или узнать о его существовании ранее 08.11.2019 у административного истца не было возможности, поскольку данный документ нигде не публиковался и никем не предоставлялся.

Данное «экспертное заключение» угрожает праву административного истца на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, поскольку не соответствует закону и основано на недостоверных сведениях о загрязнении воздуха, воды, почвы и об объёмах размещаемых отходов.

В частности, «экспертное заключение» содержит необоснованный и заведомо ложный вывод о том, что вне пределов проектируемой санитарно-защитной зоны превышений гигиенических нормативов не будет.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая не вызывает патологических изменений или заболеваний. Систематические превышения ПДК свидетельствуют о наносимом вреде здоровью и необходимости использовать средства защиты. Наступление вреда при превышении ПДК в десятки и сотни раз прямо следует их самого определения ПДК, поскольку таковые превышения вызывает патологические изменения или заболевания и существенно увеличивают риск таковых патологических изменений или заболеваний.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает ориентировочный размер СЗЗ для промышленных объектов и производств первого класса — 1000 метров, окончательный размер подлежит уточнению на основании результатов натурных исследований и должен проходить по изолинии загрязнения на уровне 1 ПДК.

«Экспертное заключение» указывает, что ввиду формирования за пределом контура объекта «Комплекс по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер» превышений гигиенических нормативов требуется установление размеров санитарно-защитной юны размером 520-1000 м в северо-западном направлении и 1000 м в остальных направлениях от границ контура объекта (границ промплощадки).

Однако по результатам проведенной лабораторией ООО «ЭКО-ПОЛИГОН» экспертизы, согласно экспертному заключению, выявлены факты превышения установленных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ, выбрасываемых Обществом при эксплуатации полигона ТКО «Алексинский карьер», по аммиаку в 3 раза, по оксиду азота в 53 раза, по саже в 1,3 раза, по ксилолу в 2,3 раза, по фенолу в 93,8 раз (установлено решением Клинского городского суда от 15 декабря 2017 года по делу № 12-423/2017, вступило в силу 18.01.2018).

По итогам проведенной экспертизы от установлено, что в контрольной точке, расположенной на юго-восточном углу СНТ «Урожай» (56°21″52,4″СШ; 36°47″55,4″ВД), фактическая концентрация диоксида азота превышает нормативную в 7,3 раза; в контрольной точке, расположенной на юго-восточном углу д. Новощапово (56°22″23.9″СШ; 36°48″20,1″ВД), фактическая концентрация диоксида азота превышает нормативную в 10,9 раз; в контрольной точке расположенной южнее (56°22″14,9″СШ; 36°48″44,4″ВД), фактическая концентрация диоксида азота превышает нормативную в 12,8 раз (установлено решением Клинского городского суда от 7 мая 2018 года по делу № 12-170/2018, вступило в силу 29.06.2018).

Таким образом, поскольку ранее вступившими в силу и опубликованными в установленном порядке решениями судов было установлено, что вне ориентировочной СЗЗ систематически выявлены существенные превышения концентраций вредных веществ над ПДК, и установлена вина ООО Комбинат в возникновении этих превышений, ориентировочная СЗЗ подлежала увеличению по изолинии 1 ПДК.

Вместо этого проектом СЗЗ было безосновательно уменьшен размер СЗЗ в северо-западном

направлении. Вероятно, основанием уменьшения размера СЗЗ стало наличие жилых строений, школы и детского сада на расстоянии 470-980 метров север от свалки. Однако в силу выявления в данных точках систематических превышений концентрации вредных веществ над гигиеническими нормативами ПДК и ОБУВ указывает на необоснованность уменьшения размера СЗЗ.

Как указано в замом заключении, опробование атмосферного в рамках инженерно-экологических изысканий воздуха проведено лишь один раз — 25.01.2018 года.

Как указано в п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Согласно п. 3.6, в случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения. Согласно п. 4.1, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Поскольку вместо систематических измерений согласно программе натурных исследований в оспариваемом «экспертном заключении» имеется ссылка лишь на одно исследование от 25.01.2018, данное «экспертное заключение» нельзя считать убедительным или законным.

Установленные вступившими в силу решениями судов сведения о систематических превышениях концентраций вредных веществ над уровнями гигиенических нормативов указывают на нарушение прав истца на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду и дополнительно указывают на незаконность и необоснованность «экспертного заключения».

В соответствии со ст. 19 и ч.ч. 3-4 ст. 24 КАС РФ оспариваемые действия и решения являются ненормативным правовым актом и могут оспариваться по выбору истца в районном суде по месту нахождения истца или ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
прошу суд

признать незаконным и недействующим ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01.05.Т.44687.08.19 от 22.08.2019 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны Комплекса по переработке н размещению ТКО «Алексинский карьер» по адресу Московская обл., Клинский р-н, в 1.5 км к юго-западу от г. Клин.

Приложения:
1. Чек-ордер об уплате государственной пошлины.
2. Заглавие оспариваемого экспертного заключения.