Press "Enter" to skip to content

Сказка про раздельный сбор отходов

«А сегодня мы расскажем вам сказку про РСО…» — вот так, на мой взгляд, было бы правильным начинать разговоры с населением на эту тему. Прошло почти восемь месяцев с начала реформы (по-моему, немало) — что же мы наблюдаем?! Опишу то, что видит обыватель в нашем родном Серпухове, но, думаю, что в других городах картина немногим отличается.

 

На многих контейнерных площадках в городе появилось по нескольку больших серых баков для неразделенного мусора (сухие и пищевые отходы вместе). К этим контейнерам в некоторых местах добавился один небольшой синий контейнер-сетка для сухих разделенных отходов (бумаги, пластика, стекла… наверное, еще металла — честно говоря, не знаю, чего еще). Этот маленький синий контейнер обычно наполняется очень быстро, поэтому жители вынуждены бросать даже разделенный мусор в серые контейнеры, ну, либо просто оставлять рядом. Добавим к этому, что до недавнего времени мусор из синего и серых контейнеров собирался в одну машину — и этого уже достаточно, чтобы понять, что раздельный сбор отходов — это фикция. Я уже даже не говорю, что при двухконтейнерной системе сбора отходов о нормальном РСО даже не может быть и речи. Но наверху даже эту ущербную систему не могут (не хотят) нормально реализовать.

Можно еще рассказать о том, что реформа РСО у нас проходит практически с «нулевым» информированием жителей (кроме табличек на синих контейнерах, других информационных, агитационных или обучающих материалов никто в городе не видел); что на некоторых площадках даже в городе (я уж не говорю про загород) до сих пор стоит одинокий старый зеленый контейнер. Ну а про несуразные, грабительские тарифы даже говорить не буду: все и так понимают, что расчет тарифа за вывоз мусора с квадратного метра не соответствует элементарным нормам логики, и не то что не стимулирует, а, наоборот, отбивает желание сортировать отходы даже у самых лояльных к РСО жителей.

Напомню, что Московскую область поделили на зоны, и по результатам конкурсного отбора еще в апреле 2018 года в каждой зоне был назначен свой региональный оператор (Оператор) для обращения с ТКО. Работа Оператора (в нашей, Чеховской зоне — это ООО «МСК-НТ») регулируется Соглашением с Минэкологии, заключенным тогда же, в апреле 2018 года, и территориальной схемой обращения с отходами Московской области (ТС). Хочу обратить внимание, что Соглашение вступило в силу сразу при его подписании, а это значит, что у Оператора было более восьми месяцев на подготовку. Однако на вопросы населения о том, где же контейнеры для раздельного сбора, Оператор отвечает, что их не успели еще везде поставить, так как начали внедрять РСО с января 2019 года…

Весь цинизм «реформы» становится понятен после изучения документов, которыми она регулируется. Вопреки здравому смыслу, в вышеупомянутом Соглашении попросту нет четких требований по организации РСО! В тексте есть только одно упоминание о раздельном сборе: региональный оператор обязан вывозить отдельно разделенные и неразделенные отходы. Всё! Иными словами, ни у Оператора, ни у Министерства нет никаких обязательств по организации, стимулированию и продвижению РСО. Зато в Соглашении подробно прописаны обязанности Оператора по вывозу ТКО: строго согласно маршрутам, схемам и графикам, внесенным в ТС (за несоблюдение — штрафы), со строгими отчетами о каждом шаге в Министерство (не населению) и (внимание!) со строгим соблюдением объемов (или массы) вывозимых ТКО, оговоренных в территориальной схеме. Стоп! Получается, что если Оператор вдруг вывезет объем мусора меньше прописанного в ТС, то его оштрафуют! Становится понятно, почему у нас в городе поставили так много больших серых контейнеров, причем вывозят их четко по графику и чаще всего полупустыми: так фиксируют нужный объем! А если вспомнить, что при въезде на полигон есть весовой контроль, и допустить, что он всегда четко работает, то остается только догадываться, откуда могут взяться у Оператора недостающие тонны…

Хочу напомнить, что на бумаге самыми приоритетными целями государственной политики в области обращения с отходами является максимальное использование исходного сырья и материалов и предотвращение образования отходов. А это значит, что первоочередными задачами должно быть уменьшение объема отходов вообще и несортированных отходов в частности. Но, как видно, у регионального оператора не стоит задача выполнять государственную политику. При этом вся схема организована настолько хитро и продуманно, что обывателю вообще невозможно что-либо понять, отследить и проконтролировать. Например, проконтролировать данные для расчетов тарифа. Невозможно отследить, какой конкретно объем отходов образуется в том или ином муниципальном образовании, — только обобщенные данные по всей зоне действия Оператора (причем учитывающие, как мы теперь понимаем, объем полупустых контейнеров). Всем понятно, что с уменьшением образования количества отходов необходимо будет уменьшать тариф. Но этот механизм даже не предусмотрен. Маршруты — тоже недоступная для обывателя информация, хотя тариф также напрямую зависит от расстояния перевозки отходов. Из разговора с представителем нашего регионального оператора выяснилась интересная подробность: оказывается, все отходы, которые он собирает в нашем городе, везут сначала в Подольск — на станцию сортировки, а потом обратно на полигон в Серпухов! Любой вменяемый человек скажет, что это идиотизм, но Оператор и Министерство, видимо, считают иначе…

После всего этого очень хочется сказать ребятам, которые так стараются для нас с вами реализовать реформу РСО (да и много чего другого): не пора ли признать свою несостоятельность и передать полномочия более квалифицированным специалистам — тем, кто реально будет думать о простых людях?! Может, правда, пора нам всем дружно это сказать?..

Николай Васильев