Одним из наиболее опасных факторов загрязнения в местах депонирования отходов является фильтрат, отли-чающийся многообразием содержащихся в нем загрязняющих веществ, раз-личающихся по принадлежности к соответствующему классу опасности. Исследования многочисленных полигонов и свалок свидетельствуют, что в фильтрате, просачивающемся с мест захоронения ТБО, в концентрациях, превышающих предельно допустимые, присутствуют многие опасные вещества,
Свалочный фильтрат — это жидкая фракция, которая выделяется из отходов при длительном его складировании в результате физических, химических и биологических процессов: гниения, выделения «сока» из мусора, прохождения атмосферных осадков, повреждения пакетов и пузырьков.
Сам фильтрат относится к высшей категории опасности, его попадание в поверхностные и грунтовые воды не допускается. Для защиты природы от фильтрата должны использоваться системы его сбора, а для уменьшения возникновения отработанные площади свалок рекультивируются многослойным влагонепроницаемым покрытием.
Еще в 2017 году в Клину суд установил, что на Алексинском карьере отсутствует система сбора фильтрата, а разлив свалочного фильтрата выявлен на полях вблизи свалочного тела. Рекульти-вационное перекрытие поверх свалки оборудовать тоже никто не торопится. В результате фильтрат течет непонятно куда. Но много ли его?
В Подмосковье выпадает 713 мм осадков в год. Если считать, что вся эта влага просачивается через мусор и насыщается токсинами, то при действующей площади алексинской свалки получаем 200 тыс. тонн фильтрата в год. Это не совсем точная оценка, ее искажают два противоположных процесса.
1. Испарение влаги с поверхности свалочного тела и выход водяных паров со свалочными газами.
2. Освобождение жидкости при гниении органики, тампонов, памперсов, разгерметизации пакетов и прочих емкостей.
С учетом темпов загрузки свалки (миллионы тонн в год) второй процесс может опережать первый, тогда фильтрата получается больше 200 тыс. тонн в год. Представьте себе ванну фильтрата. Теперь миллион таких ванн. В любом случае совсем бесследно пропадать такое количество ядовитой жидкости не может: оно сравнимо с водопотреблением и стоками целого микрорайона. Представьте, что около вашего дома прорвало канализацию, какашки растеклись по всему двору, впитываются в землю, и продолжается это годами. А ведь свалочный фильтрат куда зловоннее, токсичнее и опаснее бытовых канализационных стоков.
Недавно в Ядрове (Волоколамский район) при разведывательном бурении нашли загрязнения почв и грунтовых вод от свалочных стоков на глубине в несколько десятков метров.
А в Клину такие исследования проводились? Колодцы и водопровод еще не задеты? Кто ответит за отравление воды?