ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о запрете деятельности, создающей реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу, понуждении устранить нарушение законодательства
В городском округе Клин Московской области функционирует стратегический аэродром «Клин-5» ВКС РФ (войсковая часть 45095-А). Аэродром осуществляет отправку и прием вертолетов и самолетов, вплоть до самых тяжелых.
На расстоянии менее трех километров от аэродрома вблизи деревень Ясенево и Новощапово осуществляется прием отходов на мусорной свалке «Алексинский карьер». Свалка включена в региональную территориальную схему обращения с отходами (Постановление Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области»). Приказом Росприроднадзора от 31.07.2015 № 625 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» полигон ТБО «Алексинский карьер» внесен в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов) за номером 50-00022-3-00625-310715. Объем захоронения мусора составляет 2-3 миллиона тонн ежегодно.
Лицом, осуществляющим деятельность по обращению и размещению отходов на данной свалке, является ответчик ООО «Комбинат». Деятельность осуществляется на земельных участках с кадастровыми номерами 50:03:0040280:178, 50:03:0040280:2074, 50:03:0040280:2099 и 50:03:0040280:25. Земельные участки 50:03:0040280:2074 и 50:03:0040280:2099 арендованы у Администрации городского округа Клин, участок 50:03:0040280:25 предоставлен без конкурса Правительством Московской области, участок 50:03:0040280:178, по открытым сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии используется безосновательно, срок договора аренды истек 11.11.2017.
Наряду с размещением отходов проводится деятельность по экстренной дегазации, включающая размещение факельных устройств, первый факел зажжен 25.12.2017, второй — 06.06.2018. Фильтры на факелы не установлены. На их использование нет заключения государственной экологической экспертизы.
Также на земельном участке 50:03:0040280:25 производится строительство новых объектов размещения отходов без получения разрешения на строительство и получения заключения государственной экологической экспертизы на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 (утверждены Постановлением № 16 Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001), полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Объект размещения отходов «Алексинский карьер» не соответствует данному определению, поскольку на нем отходы не изолируются, не обезвреживаются, в связи с чем безопасность населения не обеспечена и нарушена.
В 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № Пр-804 от 10.04.2013 и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15.04.2013. Согласно данным поручениям Президента РФ и Правительства РФ, свалка ТБО «Алексинский карьер» в числе ряда других должна была быть закрыта и рекультивирована (письмо Воробьева А. Ю. Путину В. В. от 10.04.2013, исх. № 2376/3).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Таким образом, проводимая рекультивация карьера с дозагрузкой его мусором попросту незаконна.
Согласно пункту 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО (приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.10.2000 N 132), в связи с повышенным социальным и экологическим риском полигонов ТБО программа инженерных изысканий является обязательным документом. Состав программы инженерных изысканий под полигоны ТБО в целом должен отвечать п. 4.14 СНиП 11-02. Согласно п. 9.1.3 тех же норм, наличие толстого глиняного геологического барьера является необходимым условием при выборе места строительства полигона. Никакого глиняного барьера под «Алексинским карьером» проектом не выявлено, напротив, это месторождение песка с высоким коэффициентом фильтрации.
Проведенные на объекте геологические исследования (ООО «Буровики», М., 2013 г) показали геологическое строение основания полигона, сложенного, главным образом, хорошо фильтрующими песчаными породами, обеспечивающими беспрепятственный дренаж попадающих в свалочную толщу вод в залегающий ниже среднечетвертичный водоносный горизонт.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Референдума по вопросу размещения в Клинском районе объектов обращения с московскими отходами не проводилось.
Согласно пункту 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Утвержденного в установленном градостроительном законодательством порядке генплана с новыми объектами обращения с отходами нет.
Проверкой администрации муниципалитета по жалобам на превышения нормативного уровня шума установлено, что населенные пункты Белавино, Ясенево, Новощапово, Максимково, Опалево, согласно Инструкции по производству полетов на аэродроме Клин, утвержденной 25.04.2011, находятся в схеме захода воздушных судов на посадку, а также в границах пилотажной зоны.
Согласно проведенному орнитологическому исследованию, вблизи свалки и аэродрома наблюдается большое скопление птиц семейств врановых, воробьиных и чайковых, высота их полета от 5 до 400 метров.
Результаты проверки военной прокуратурой солнечногорского гарнизона указывают на то, что размещение свалки от контрольной точки аэродрома на расстоянии менее установленного законодательством об авиационной безопасности не обеспечивает безопасность полетов на аэродроме Клин-5, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности граждан, проживающих в г. о. Клин Московской области и других близлежащих населенных пунктов.
Расположение подобного объекта обращения с отходами в подлетной зоне стратегического аэропорта ВКС РФ «Клин-5» исключается нормами летной безопасности. Это определяется СП 42.13330.2011, где сказано, что запрещается размещение на расстоянии ближе 15 км от КТА мест выброса пищевых отходов, звероферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц. Также и согласно пункту 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 км от аэропорта.
Размещение свалочного тела, факельных устройств для аварийного сжигания газов, линии электропередач не согласовывалось с руководством аэродрома, воинской части, со штабом военного округа, штабом Объединения ВВС и с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта вопреки требованиям п. 8.23 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и статей 46-47 Воздушного кодекса РФ.
Данные нарушения подтверждены проверкой военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона и их письмом исх. № 188 от 18.01.2018.
В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВЗК РФ) в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти устанавливается приаэродромная территория.
Указанным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВЗК РФ. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. На шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно изданных в развитие ст. 47 ВЗК РФ Правил установления приаэродромной территории (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460), решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов государственной авиации принимается Министерством обороны Российской Федерации.
Из представленных войсковой частью 45095-А документов усматривается, что приаэродромная территория для аэродрома Клин-5 установлена в радиусе 30 км. Согласно Правилам выделения на приаэродромной территории подзон (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460) выделение шестой подзоны (на которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц) осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома,
Исходя из изложенного, объект обращения с отходами не может находиться в данном месте, а взлет, посадка и движение воздушных судов создают реальную угрозу жизни и здоровью.
Данные опасения не являются надуманными, поскольку в Клинском районе уже неоднократно происходили авиационные катастрофы с падением воздушных судов на жилые дома, включая падение самолета в декабре 1977 года на многоквартирный жилой дом в д. Новощапово, которая расположена между свалкой и аэродромом.
Вступившим в законную силу решением Клинского городского суда от 13.12.2018 по делу № 2-2501/2018 установлено, что ООО «Комбинат» не имеет актуальной проектной документации, действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы и утвержденной санитарной зоны, в связи с чем эксплуатация свалки и факельных устройств является нарушением закона и нарушает права истца, так как основным из принципов экологической экспертизы согласно одноименному федеральному закону является презумпция экологической опасности деятельности столь опасных объектов. Поэтому покуда не доказано иное, данная деятельность считается опасной и наносящей истцу вред.
В соответствии с распоряжением ОГ-65 от 20.06.2017 химико-радиометрическая лаборатория ПСО № 26 ГКУ МО «МОСОБЛПОЖСПАС», находящаяся в оперативном управлении ГУ МЧС по МО, проводила измерения и обнаружила наличие опасных химических веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов вблизи свалки и превышение ПДК по сероводороду, хлористому водороду и аммиаку (акт № 127 от 26.06.2017).
При проведении измерений специализированной лабораторией МЧС 15 марта 2018 в поселке Новощапово, рядом со школой, приборы показали превышение в воздухе по хлору, при норме 0,1мг/м3 зафиксированы показания 0,7; по сероводороду (ПДК 0.008) — специалист МЧС сказал, что имеется превышение в 3 раза; превышение по формальдегиду — показания 1,75 мг/м3 при норме 0,5.
При проведении измерений специализированной лабораторией МЧС 16 марта 2018 акт № 122 (сотрудник Суслов) в 11:00 замеры в Золино — сероводород — 0,03 мг/м3, хлористый водород — 0,02, углекислый газ — 0,01;
акт № 123 (23.00 Золино): сероводород — 0,03 мг/м3, хлористый водород — 0,03, углекислый газ — 0,01, имеется также превышение 3,75 ПДК.
27 октября в населенных пунктах рядом со свалкой (Новощапово, Голиково, Напругово) было обнаружено ВООП превышение ПДК по меркаптанам до 708 раз.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив, такая максимальная концентрация химических веществ в окружающей среде, которая не вызывает патологических изменений или заболеваний. Зафиксированные специалистами превышения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов явно свидетельствует о наносимом свалкой вреде здоровью жителей.
Поставка и монтаж оборудования для сжигания газа осуществляется ООО «Экоком» по заказу ответчика. Однако решениями двух экспертных комиссий государственной экологической экспертизы Росприроднадзора (приказы департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13.06.2018 г. № 186-э и от 10.05.2018 № 152-э) разработанные ООО „Экоком“ технологии обезвреживания свалочного газа и очистки фильтрата признаны не соответствующими требованиям законодательства России. То есть сегодня использование таких технологий в России прямо противоречит экологическим нормам. Вместо обезвреживания газа при факельном сжигании без фильтров концентрации многих вредных веществ (в частности, диоксида серы), повышаются в тысячи раз, что подтверждается проведенными анализами.
Таким образом, «Алексинский карьер» является незаконно действующей свалкой мусора на основании ч. 10 ст. 12 ФЗ № 89 от 24.06.1998, ч. 2 ст. 13 ФЗ № 7 от 10.01.2002, п. 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», п. 6 абз. 1 ст. 30 ФЗ № 174 от 23.11.1995, п. 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО, п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п. 6 ч. 3 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ.
Это указывает на то, что продолжение деятельности свалки «Алексинский карьер» с выявленными нарушениями законодательства реально угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга жителей городского округа Клин, включая истца.
В силу принципа 10, установленного Декларацией Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992), «экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты».
В соответствии с Орхусской конвенцией «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятой в г. Орхус 25 июня 1998 года Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) гарантируются следующие права человека и гражданина: на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии».
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды», абз. 20 ст. 3 в качестве основных принципов охраны окружающей среды закреплены: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридического лица должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов и др.
Согласно ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I — III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН).
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН). Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Отсутствие утверждённой санитарно-защитной зоны свидетельствует о многокилометровой зоне химического поражения, определяемой по изолинии 1 ПДК контролируемых вредных веществ, что также указывает на нарушение права истца на благоприятную окружающую среду.
Положениями статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 явно запрещается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов. Превышения предельно допустимых выбросов и систематическое превышение установленных ГН 2.1.6.3492-17 предельных концентраций вредных (загрязняющих) веществ в окружающих алексинскую свалку населенных пунктах подтверждается результатами измерений и несколькими вступившими в законную силу решениями судов о привлечении к ответственности ООО «Комбинат» по ст. 8.21 КоАП РФ.
Строительство новых объектов обращения с отходами на территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов без проведений слушаний, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и утверждения санитарно-защитной зоны, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, включая истца, и, с учетом масштабов коррупции, институтам власти и государственному строю в целом.
Как усматривается из количества приезжающих мусоровозов, документации Минэкологии и проведенной маркшейдерской экспертизы, на свалке «Алексинский карьер» было незаконно захоронено около 6 миллионов тонн мусора, которые как раз и приводят к неконтролируемому выбросу вредных веществ и нарушению прав истца, восстановление которых не мыслится без ликвидации этой незаконно насыпанной кучи отходов.
В Клину неоднократно проходили митинги, собирающие по 3 000 — 4 000 человек, направленные на прекращение беззакония. Но одними митингами дело не ограничивается: задыхающиеся от свалочных газов местные жители в порядке самозащиты гражданских прав (ст. 14 ГК РФ) готовы перекрывать дорогу мусоровозам, везущим мусор на незаконную свалку.
Резолюция IX международного форума «Экология» (22-23 марта 2018 года, Москва, более 1 000 участников из 75 регионов России и 10 иностранных государств, forumeco.ru) содержит на страницах 38-42 пункты 3.45, 4.53, 4.53.1, 4.53.2, 4.53.3, 4.53.4, 4.53.5, 4.53.6, где указывается, что в целях решения проблемы негативного влияния полигона ТБО «Алексинский карьер» в г. Клин Московской области на жизнь и здоровье людей, безопасность полетов воздушных судов аэродрома Клин-5 (3 км до свалки), вредное воздействие на окружающую среду и экосистем необходимо пересмотреть территориальную схему обращения с отходами Московской области, исключить строительство объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО в непосредственной близости от детского сада, школы в пос. Новощапово и Государственного музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку деятельность свалки «Алексинский карьер» проводится с нарушениями действующего законодательства, создающими реальную угрозу ущемления прав, имеются основания для судебного запрета данной деятельности.
На основании изложенного
ПРОШУ СУД
1. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат» эксплуатацию объекта обращения с отходами «Алексинский карьер», расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 50:03:0040280:178, 50:03:0040280:2074, 50:03:0040280:2099 и 50:03:0040280:25, а также запретить ответчику размещение отходов и строительство новых объектов обращения с отходами на данных земельных участках.
2. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат» эксплуатацию устройств факельного сжигания свалочного газа без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат» ликвидировать незаконную свалку, вывезти на законный объект обращения отходы, депонированные выше уровня естественного рельефа, рекультивировать свалку «Алексинский карьер».
Приложения:
1. Чек-ордер об уплате госпошлины.
2. Письмо и. о. губернатора М. о. от 10.04.2013 с приложением (2л).
3. Письмо Администрации Клинского района № 1ЕГ-627423 от 23.06.2017 (1л).
4. Письмо Минэкологии М. о. от 14.02.2017 (3л).
5. Письмо Минэкологии М. о. от 09.02.2018 (3л).
6. Решение Клинского городского суда от 13.10.2017 (13л).
7. Результаты анализа воздуха аккредитованной лабораторией (17л).
8. Письмо МСЧ от 05.07.2017 (2л).
9. Письмо ВООП о превышении по меркаптанам (1л).
10. Письмо военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона от 18.01.2018 (2л).
11. Письмо Управления образования Клинского района от 12.03.2018 (2л).
12. Резолюция митинга от 04.03.2018 с требованием об исключении алексинской свалки из «территориальной схемы», поддержало 4 000 человек (3л).
13. Резолюция митинга 03.02.2019 (1л).
14. Письмо ВКС Минобороны от 09.08.2017 (1л).
15. Акт эколого-орнитологического обследования аэродрома Клин (3л).
16. Справка о состоянии законности (8л).
17. Акт общественного контроля от 08.02.2019 (1л).
18. Письмо врио командующего ВКС Минобороны от 13.08.2018 (1л).
19. Замечания на проект изменений ТСО МО (7л).
20. Резолюция IX международного форума «Экология» (стр. 38-41, 5л).
21. Письмо Минэкологии МО о маркшейдерской экспертизе и замерах (20л).
22. Результаты замеров свалочного газа на входе и выходе факела (4л).