15 февраля 2018 года в ходе парламентских слушаний в Московской областной думе Министр экологии и природопользования Московской области Коган А.Б. публично признал факт существенного превышения объёмов захораниваемых отходов на свалке «Алексинский карьер» в Клину, а также факт отсутствия действующего заключения госуларственной экологической экспертизы для этого объекта.
Имевшееся ранее положительное заключение государственной экологической экспертизы потеряло юридическую силу на основании части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» по причине реализации объекта государственной экологической экспертизы с многочисленными грубыми отступлениями от документации, что установлено фактами привлечения ООО Комбинат к ответственности по ч.2 ст. 8.4 КоАП.
Положениями статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Несмотря на данные публично признанные факты нарушений, никаких мер по пресечению незаконной деятельности предпринято не было.
Росприроднадзор и его Департамент по ЦФО уклоняется от исполнения федеральных полномочий по контролю в сфере обращения с отходами и природопользования, ссылаясь на то, что данные полномочия переданы в Минэкологии МО.
Однако в соответствии с главой 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха. В свете этого устные доводы должностных лиц о неподконтрольности и отсутствии полномочий ложны.
Между Природнадзором и Правительством МО действительно было заключено соглашение о передачи части публичных полномочий, однако оно действует лишь с 1 сентября 2016 года и не отменяет Постановление федерального Правительства о полномочиях органов Природнадзора. Таким образом, передача части полномочий не снимает ответственности за возложенные публичные полномочия. Кроме того, соглашение предусматривает необходимость проведения контрольных мероприятий со стороны Росприроднадзора за исполнением данного соглашения и расторжения его при явном пренебрежении Правительством МО природоохранного законодательства, однако это сделано не было, из-за чего права заявителя были задеты.
Министерство экологии и природопользования Московской области при таком количестве явных грубейших нарушений не только не принимает мер по пресечению нарушений, а, напротив, потворствует нарушителю, уклоняясь от проведения проверок, скрывая данные измерений химического состава воздуха и воды, выдавая нарушителю лицензии и согласуя инвестиционные программы, давая добро на увеличение объёмов захораниваемых отходов, закрывая глаза на ввоз московского мусора из другого субъекта РФ при том, что это явно запрещено территориальной схемой, выдавая на все обращения лишь никчёмные лживые и противоречивые отписки. Позиция Минэкологии МО о том, что эксплуататор свалки вправе самостоятельно выбирать контрагентов, привозящих мусор, противоречит точке зрения самого Минэкологиии о том, что Территориальная схема по обращению с отходами является главным нормативно-правовым актом региона. При этом данный акт накладывает ограничения не только общих на объём привезённого и захораниваемого мусора, от контроля которого уклоняется Минэкологии, но схема также содержит запрет на ввоз мусора на Алексинский карьер из других регионов РФ. При этом Минэкологии закрывает глаза на систематический ввоз Московского и Тверского мусора, фактически устраняясь от контроля соблюдения положений хвалёной ими же самими территориальной схемы по обращению с отходами.
В представленной ООО Комбинат «характеристике» для включения в ГРОРО (приложение 15) показатели явно фальсифицированы, указана вместимость 31 300 000 куб. м., что при указанной площади свалки 28330 кв.м. даёт высоту горы мусора 1105 метров (более 1 километра в высоту). В качестве систем защиты окружающей среды в «характеристике» указаны 05, 06, 07, 10 (естественный экран, обваловка, ограждение, сбор и очистка фильтрата по номенклатуре приказа Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»). Данные системы защиты на свалке фактически отсутствуют (приложение 3), что является основанием для возбуждения производства по статье 8.5 КоАП по факту фальсификации и искажения экологической информации и свидетельствует о незаконном внесении свалки в ГРОРО.
Согласно пп. 17 Порядка ГРОРО, не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ. «Алексинский карьер» был закрыт для приёма отходов в 2014 году. В 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № Пр-804 от 10.04.2013 г. и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15.04.2013 г. Согласно данным поручениям Президента РФ и Правительства РФ, свалка ТБО «Алексинский карьер» в числе ряда других должна была быть закрыта и рекультивирована.
Согласно п.17 Порядка ГРОРО не подлежат включению в ГРОРО объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Согласно п.п. 1.3 и 1.7 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.), исключается использование под полигон земельных участков, расположенных ближе 15 км от аэропорта. Расстояние от свалки до действующего аэродрома Клин-5 составляет менее 3 км. Как указано в градостроительной документации Клинского района, размещение полигона не соответствует санитарно-планировочным нормам из-за расположения в подлетной зоне Клинского аэродрома.
Согласно пункту 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО (Приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.10.2000 N 132), в связи с повышенным социальным и экологическим риском полигонов ТБО программа инженерных изысканий является обязательным документом. Состав программы инженерных изысканий под полигоны ТБО в целом должен отвечать п. 4.14 СНиП 11-02. Согласно п. 9.1.3 тех же норм, наличие толстого глиняного геологического барьера является необходимым условием при выборе места строительства полигона. Никакого глиняного барьера под «Алексинским карьером» проектом не выявлено, напротив, согласно проведённым геологическим изысканиям, это месторождение песка с высоким коэффициентом фильтрации.
Деятельность свалки и вообще её расположение в данном месте грубо нарушает следующие нормы:
ч.10 ст.12 ФЗ №89 от 24.06.1998,
ч.2 ст.13 ФЗ №7 от 10.01.2002,
п.1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов»,
п. 6 абз.1 ст. 30 ФЗ №174 от 23.11.1995,
п.6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО,
п.3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01,
статья 42 Конституции РФ,
Учитывая изложенное, прошу:
1. Направить материалы для составления административных протоколов в отношении ООО Комбинат и Когана А.Б. по статьям 8.4 и 8.5 КоАП РФ.
2. Инициировать процедуру исключения Алексинской свалки из ГРОРО в связи с фальсифицированной характеристикой и законодательным запретом расположения подобных объектов в данном месте.
3. Провести проверку исполнения правительством Московской области соглашения о передаче полномочий, инициировать расторжение соглашения в связи с неисполнением принятых обязательств.
4. При обнаружении признаков преступлений передать материалы в Следственный комитет для возбуждения уголовных дел.