Стать наблюдателем на выборах я решил зимой 2021 года, когда по всей стране проводились митинги по поводу незаконных действий властей, что, по большому счету, не являлось на них основной повесткой — люди приходили, как мне кажется, просто от отчаяния и неравнодушия ко всему негативному, происходящему в стране, в надежде что-то изменить к лучшему. Я уже тогда предчувствовал, что ни к чему положительному эти протесты не приведут, кроме преследования участников силовыми органами. Именно тогда я решил, что на предстоящих выборах в Госдуму буду участвовать в качестве наблюдателя. Мне было хорошо известно и о схемах фальсификаций, и о том, что их отсутствие невозможно (все эти процессы отработаны в нашей стране годами), и об основном бенефициаре этих «чудес». Выборы — один из немногих доступных способов попытаться изменить что-то в лучшую сторону, действуя в правовом поле.
Попав в ряды наблюдателей, я был приятно удивлен, что есть неравнодушные люди, и их гораздо больше, чем я предполагал. Но, к сожалению, всего примерно сто наблюдателей охватывали Клин, Лотошино и Солнечногорск, что в действительности капля в море. Я выбрал себе в качестве участка ничем не примечательную школу неподалеку от дома, пришел туда до открытия, без проблем зарегистрировался и стал наблюдать.
Все члены комиссии являлись педагогами этой школы, что неудивительно и привычно для нашей страны. На мою деловую и достаточно скромную щепетильность по различным поводам (фотофиксация пломб на урнах для голосования, контроль опечатывания сейфа, получение копий актов, и т. п.) председатель и секретарь комиссии реагировали недоброжелательно, воспринимали ее как недоверие, периодически звонили куда-то, уточняя, можно ли мне совершать те или иные действия. Главные действующие лица почему-то решили, что у меня есть специальная установка от некой политической силы, а мои усилия направлены на то, чтобы всячески им мешать. В связи с этим, испытывая психологическое давление, было достаточно непросто находиться в сложившемся коллективе, где, к примеру, наблюдатели от «Единой России», присутствовавшие на участке, уже были неплохо знакомы с руководством комиссии, а я в их глазах являлся лишним звеном. Мне понятна их реакция: пришел незнакомый человек, обращает на все внимание и фиксирует на вверенной им территории. Однако, если всем можно верить по умолчанию, зачем тогда вообще в этом участвовать? Народ спокойно проголосует, а комиссия поможет и огласит общий результат. К сожалению, у нас сложно представить такую честность и справедливость на каждом участке. У многих моих коллег были площадки гораздо сложнее, и им приходилось героически работать эти дни голосования по сценарию, похожему на произведение Гоголя «Вий». Следя за ситуацией с наблюдением не только в нашем районе, но и в ряде других регионов, можно смело сказать, что по всей стране «аномалий» собралось прилично. Например, на многих участках была искусственно созданная сверхвысокая явка избирателей по надомному голосованию. По опыту могу сказать, что работа эта достаточно медленная, и невозможно представить, что все окажутся дома и откроют дверь. Конкретно на моем участке не было запредельной явки, нереальных цифр проголосовавших дома, да и в целом комиссия отработала качественно и без нареканий.
Даже когда отвалилась средняя секция задней стенки сейфа (сейфы однотипные для всех участков, только неизвестно, как используют эту техническую особенность), комиссия опечатала его так, что вскрытие с любой из сторон не осталось бы незамеченным. Под самый занавес третьего дня голосования пришел мужчина и обратил внимание на неиспользованные бюллетени, выразил озабоченность тем, что нет гарантии того, что неиспользованные бюллетени не полетят в урну с нужными галочками. Мне было понятно его беспокойство, ведь именно из-за похожих подозрений я там и находился.
После подсчета голосов никаких сюрпризов не произошло, провластная номенклатура заняла первые места по всем номинациям, хоть и с небольшим отрывом. По одномандатным округам количество опозиционных голосов значения не имело (проходят только победители), а по партийным спискам могло быть важным (проходят партии, преодолевшие барьер 5 %), однако наш участок не стал отражением «средней температуры по больнице». Увы, сложно противостоять обладателям админресурса. Оставшаяся дома половина страны, пропаганда, предвыборные щедрые начисления пенсионерам и военным тоже стали существенными факторами полученного итога.
К сожалению, наши пенсионеры за предвыборные подарки в виде 10 тысяч рублей согласились и дальше жить, мягко говоря, скромно, поколение моложе согласилось уйти на пенсию попозже, и получается так, что большинство клинчан согласилось, как и прежде, дышать помойкой. В России проживает всего 2 % населения планеты, на долю которых приходится 40 % мировых природных богатств. И вот при таких огромных ресурсах более 20 миллионов россиян живет за чертой бедности, и, судя по результатам выборов, их это устраивает. После осознания итогов выборов опускаются руки, и только благодаря энтузиазму людей, которые, несмотря ни на что, продолжают бороться за интересы тех, кому все равно, за выборами я понаблюдаю еще не раз!