Press "Enter" to skip to content

Обнуление прав человека?

Привет всем, кто следит за судьбой самого крупного в клинской истории коллективного иска по закрытию алексинской свалки. После абсурдного решения суда первой инстанции и не посмевшего с ним спорить определения подмосковной апелляции активисты подали жалобу в суд третьей инстанции. После прошлогодней судебной реформы появилось правило «сплошной кассации». Если раньше судьи могли выбирать, какие дела рассматривать в третьей инстанции, а какие нет, то теперь специальные суды обязаны рассматривать по существу все переданные жалобы.

Но, как и во всем, что касается клинской свалки, буква закона никому не указ. Даже суду третьей инстанции, который расположен аж в Саратове. Обновленные нормы закона там проигнорировали и отказались рассматривать жалобу, вернув ее без рассмотрения. А обосновали это столь же абсурдными доводами: якобы им по электронной почте не прислали из Клинского суда подлинник квитанции об уплате госпошлины на 150 рублей. Подлинник. По электронной почте. Не прислали.

Вот тебе, бабушка, и «сплошная кассация». Смех, да и только. Ну ладно, не проблема: активисты выслали заказными письмами подлинники всех квитанций. Но суд, невзирая на это, вернул без рассмотрения все жалобы, даже не дождавшись обжалования.

Важно понять разницу: саратовский суд не рассмотрел дело и не признал правоту свалки; не указал на неправильность правовой позиции 153 истцов, требующих закрытия и рекультивации горы мусора. Суд просто отказался рассматривать жалобу.

Вероятно, они думают, что без их решения по существу клинчане не смогут вновь обратиться с Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Это не так: критерием приемлемости там считается исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты. И именно последние шаги на этом пути сейчас предпринимаются: люди сделали все возможное, чтобы жалобу на свалку рассмотрели в России. Но, к сожалению, с импортозамещением нормального правосудия пока как-то не складывается.

И не нужно вестись на «поправки» к Конституции: часть 4 статьи 15 никто не менял и поменять не мог; при этом действие международных договоров вовсе не зависит от внутреннего законодательства. А по этим договорам Российская Федерация приняла на себя обязательства не травить граждан газом и обеспечить справедливым судом.

Но особенно тревожно становится из-за систематического ущемления способов защиты своих прав. Имеется в виду право на свободные выборы с честным подсчетом голосов и право на свободу собраний и мирных митингов. Вместо выборов у нас теперь многодневные фестивали вбросов на пеньках, за которыми не уследишь. А вместо митингов — ярмарки и коронавирус. Все эти слова абсурдно звучат в одном абзаце: по их мнению, пикетам и митингам вирус мешает, а голосованиям и ярмаркам нет.

В итоге в своем стремлении закрутить гайки они потеряли всякую связь с действительностью и не хотят слушать чаяния и протесты людей. Плюшевыми телеканалами создали себе фантастический мир зашкаливающих рейтингов и вечного вставания с колен. Теперь они крутят гайки вслепую, не понимая возникающих проблем, не ощущая приложенных усилий, не слыша хруста сорванной резьбы: ведь справедливого суда, честных выборов и свободных митингов уже почти не осталось.

Их обнулили, чтобы стало сложнее бороться. Вот тебе, бабушка, и права человека.